Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 4 марта 2015 г.


Ремесло: стекольная фабрика Moser

Автор текста: Татьяна Шарапова
“Добро пожаловать в ад!” – такой фразой меня встречают на фабрике Moser в Карловых Варах. Оглядываюсь по сторонам – милое, ладное здание фабрики, чудесная солнечная погода и улыбчивые сотрудники вокруг. Недоумеваю и прохожу в стекольный цех.
Photo ad__MG_8103_.jpg
Здание фабрики Moser в Карловых Варах было построено в 1893 году
Тут-то и становится ясно, что имеет в виду мой провожатый. Восемь пышущих жаром печей, в каждой по восемь eмкостей с различной стекломассой, температура зашкаливает. Стеклодувы же себя чувствуют прекрасно и ловко жонглируют трубками для выдувания будущих шедевров. 
Photo ad_3136_colours_.jpg
Cкульптура Buddy, ручная огранка, дизайнер Рене Рубичек. Всего было выпущено 60 экземпляров.
У каждого мастера четыре подмастерья, они ему во всем помогают. Зрелище поистине завораживающее. Всё происходит очень быстро, я только успеваю уворачиваться от движущихся платформ, которые везут алые ­вазы к печам с более низкими ­температурами для ­постепенного охлаждения. 
Photo ad__MG_7466_.jpg
Мастер укрепляет будущую вазу на стеклодувной трубке.
Времени около десяти утра: сейчас делают только вазы с толстыми стенками. Тонкие, хрупкие бокалы выдували в начале рабочего дня, около шести, когда стекломасса была максимально горячей и податливой. 
Photo ad__6FQ2383_.jpg
Графин из коллекции Splendid, созданной в 1947 году по случаю бракосочетания английской королевы Елизаветы II и герцога Филиппа Эдинбургского
Загля­дываю в печь – внутри прозрачная “лава”. Переливаясь огненными цветами, она постепенно остывает, становится гуще, и к двум часам дня все работы заканчиваются.
Photo ad_2_Blowing_of_the_glass_.jpg
Требуется около 10 лет практики, чтобы стать стеклодувом. Здесь важно чувствовать стекло, иметь талант и недюжинную силу, чтобы удерживать 20-килограммовые вазы на тонкой трубке.
Мастера ловко выдувают вазу за вазой, игриво мне подмигивают и даже успевают выпить пива в перерывах! Стеклодувы – единственные сотрудники фабрики, которым официально разрешается пить пиво за работой, четыре бутылки в день. Это исторически сложившаяся традиция, так было и сто пятьдесят пять лет назад, когда фабрика только открылась.
Photo ad__MG_7571_.jpg
У каждого стеклодува своя любимая пивная кружка. Те, кто не пьет пиво, пьют лимонад.
 “Наши методы и технологии традиционны. Меняются материалы, появляются новые инструменты, облегчающие труд наших мастеров, но, как и прежде, стеклодув должен набрать стекломассу на стекольную трубку и затем выдуть изделие. Его невозможно заменить машиной”, — поясняет глава фабрики Антонин Влк.
Photo ad_3174-3175-Copernicus-brousena-kristalova-misa-alex_.jpg
Чаша  из коллекции Copernicus по дизайну нынешнего арт-директора фабрики Лукаша Ябурека.
Photo ad_2965_Gema_aqua_reseda_.jpg
Ваза Gema (при ее изготовлении соединяются два разных стекла в горячем виде)
После того как хрустальные заготовки остыли, они проходят первый контроль качества. Здесь работают самые невозмутимые и строгие сотрудники, они безжалостно выбрасывают неудачные экземпляры. То и дело слышен звук бьющегося стекла: это очередная ваза не прошла кастинг и отправилась на переплавку. По статистике, всего одна из пяти одинаковых ваз по душе контролеру. Форма должна быть идеальной, стекло однородным, без воздушных пузырьков внутри.
Photo ad_copenhagen_kostra_.jpg
Классическая коллекция Copenhagen, созданная в 1909 году и являющаяся официальным набором Пражского града
Photo ad__MG_8246_.jpg
Стакан из коллекции “Оптик” с эффектом преломления света
Далее продукция отправляется в цех полировки – это, по всей ­видимости, “чистилище”, догадываюсь я. Тут вазы, бокалы, фужеры освобождают от стеклянных “шапочек”, оставшихся после выдувки, шлифуют, полируют и моют в специальном шампуне, добиваясь кристального блеска и прозрачности. 
Photo ad__MG_7797_.jpg
Наступает черед огранки и пескоструйной обработки – эта новая технология появилась в 2001 году, раньше для выжигания узоров использовали кислоту. После огранки ваза, весившая 20 кг, становится “пушинкой” – всего 5 кг.
Photo ad_4_Cutting_.jpg
Photo ad_Comfort_1_.jpg
Ваза Comfort, которую гранильщики между собой называют “кеглей”.
Кисточки для ручной полировки золота и платины сделаны из полудрагоценных камней – агата и гематита.
Photo ad__MG_7985_.jpg
Финальная же и самая трудоемкая ступень производства – стекольный “рай”. На этом этапе предметы попадают в искусные руки художников-граверов. 
Photo ad__MG_7942_.jpg
Photo ad_MZ-04669_II_7000-320-6-CUT+E+GR+PO6c_a+LB_5_.jpg
Бокал для коньяка из коллекции Paula
В арсенале гравировщика более сотни дисков для прочерчивания линий. Они различаются по твердости, толщине и глубине проникновения.
Photo ad__MG_8007_.jpg
Photo ad__6FQ8205__.jpg
Чаша Aura для букетов в японском стиле
Над некоторыми вазами они работают по несколько месяцев. Райское время течет неторопливо, вокруг мастеров – кадки с пальмами, атмосфера расслабленная и творческая. 
Photo ad_-akg_326279_.jpg
Картина Франсуа Буше “Туалет Венеры”, 1751, служит  образцом для  мастера.
Photo ad__MG_8033_.jpg
Гравер Владимир Скала работает над вазой Afrodite.
Сорок дней понадобится художнику-граверу, чтобы перенести сюжет картины на хрустальную вазу.
Photo ad_P1120246_.jpg
 Шаг за шагом, день за днем на вазах появляются картины по мотивам Пюви де Шаванна, Вильяма Бугро и Франсуа Буше. Гравер Людвиг Мозер, открывший свою скромную мастерскую в середине XIX века, наверняка гордился бы своими последователями.
Photo ad__6FQ2435_.jpg
Ваза Globe

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.