Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 4 марта 2015 г.



Из истории обоев

Еще в каменном веке первобытный человек, сам не подозревая того, положил начало истории обоев. Его наскальные рисунки украшали стены  пещеры, в которой он жил. Наскальная живопись не только рассказывала о жизни древнего человека, но и выполняла одну из функций обоев - декорирования стен в доме. Рисунки на стены наносились при помощи органических красителей - сока растений, крови,  так же использовался древесный уголь. Шли века, и человек постоянно совершенствовал свои навыки в убранстве дома. На стенах появились шкуры и кожа животных, а примерно в 1000 г. до н.э. появились первые тканые обои. Поначалу это были грубые холсты с черно-белым рисунком. И лишь спустя много лет - в XI веке нашей эры они становятся цветными. Технология производства тканых обоев со временем попадает и в Европу, появляются фабрики по производству обоев на заказ. Фабриканты переносят изображения с картин художников на обойные ткани. Производство тканых обоев было очень дорогостоящим и поэтому немногие могли позволить себе украшение дома такими "декорациями". Но растущий спрос на обои, способствовал поиску более дешевых способов производства. В начале XV века художник фламандской школы Иоанн Ван Эйк предложил не ткать рисунок обоев, а рисовать его уже на вытканном полотне. Находку  Ван Эйка можно считать началом эры по производству печатных обоев. Новый способ снизил стоимость тканых обоев, и они начали быстро завоевывать рынок во многих европейских странах.

File:Peterhof musicroom 20021011.jpg

Французский стиль интерьера из Петергофа, музыкальный салон с арфой.

File:PeterhoffRoomWithHarp.jpg



В 1716 году  производство тканых обоев появилось и в России. Под  руководством Петра-I создается «Российская шпалерная мануфактура», Приглашенные из Франции мастера и художники за шесть лет не только создали в России производство, но и воспитали первых российских специалистов в этой области. Производство тканых обоев просуществовало до конца XVIII века.


Елагин Дворец, С-Петербург.Стены оклеены бумажными обоями.






Бумажные обои в России появились в первой половине XVII века.  Поначалу обои покупались за границей, а в богатых поместьях производились кустарным способом силами своих же мастеровых крепостных. В конце XVIII века в России возводились сотни особняков и усадеб, потребовались новые прогрессивные отделочные материалы. Спрос на бумажные обои сильно вырос. Стало модно  использовать бумажные обои в оформлении интерьеров. В Москве бумажные обои были особенно популярны, это было связано с особой московской модой на применение недорогих имитационных материалов в отделке особняков и усадеб. 


А в 1795 году стали производиться московские фабричные обои. Одним из первых зданий, в интерьере которого обои преобладали, стал Елагин дворец в Петербурге, построенный в 1820-1822 гг. знаменитым зодчим Карлом Росси. Еще одной знаменитой постройкой тех лет, где до наших дней лучше всего сохранились бумажные обои, - дворец графа Шереметьева в усадьбе Останкино в Москве. 



 


Обои склеивали из отдельных листов бумаги, а затем вручную наносилась краска. В России промышленное изготовление бумажных обоев впервые началось в 1817 году на Императорской обойной фабрике, возведенной по проекту архитектора Ю.М. Фельтена и С.П. Берникова на восточной окраине Ропшинского парка, на берегу Фабричного пруда. В 1822 году фабрика переехала в Царское Село, в здание Фабрики ассигнационных бумаг, построенное по проекту Ч. Камерона вдоль Купальных прудов. Фабрику закрыли в 1869 году. До нашего времени эти постройки дошли практически без изменений. 
Наряду с Императорской обойной фабрикой с 1820-х годов существовали и частные фабрики, к середине века их было уже 7. 
С изобретением непрерывной бумагоделательной машины появились рулонные обои. Сначала бумажные рулоны привозили из-за границы, а с начала 1820-х годов их стали производить на Петергофской фабрике. 

В 1830 году «Северная пчела» восторженно сообщала, что на обоях «подражание шелковым тканям, сукну, гобеленам столь натурально, что надобен опытный глаз, чтобы не обмануться с первого взгляда. Ничто так не наряжает комнаты, как эти обои, на которых изображены живые цветы с необыкновенным искусством и богатые узоры превосходных очерков. Золото и серебро кажутся шитьем... Эти обои можно наклеить и на каменные стены в городских домах, вместо живописи, и преимущество то, что краски не тускнеют... При всей своей красоте обои отменно дешевы». 




В XIX веке сложилась система оклейки, используемая до настоящего времени. 





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.