Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 28 апреля 2015 г.


29 апреля по всему миру отмечается Международный (Всемирный) день танца (International (World) Dance Day). Этот праздник, посвященный всем стилям танца, начали отмечать с 1982 года по решению ЮНЕСКО в день рождения французского балетмейстера Жана-Жоржа Новера (Jean-Georges Noverre), реформатора и теоретика хореографического искусства, который вошел в историю как «отец современного балета».



Жан-Жорж Новер (29 апреля 1727—19 октября 1810) — французский балетмейстер, ученик балетмейстера Л.Дюпре. Выступал как танцовщик и возглавлял балетную труппу в театре «Друри-Лейн» в Лондоне. Новер разработал принципы героического балета и балета-трагедии. В 1759 году вышел его знаменитый труд «Письма о танце и балетах», где Новер обосновал принципы балета-пьесы, воплощаемого средствами действенных пантомимы и танца в содружестве композитора, хореографа и художника. 


Поэтому, по замыслу учредителей, главная идея данного праздника - объединение всех направлений танца, как единой формы искусства, а сам День танца - это повод для её чествования, а еще - её способности преодолевать все политические, культурные и этнические границы, возможности объединять людей во имя дружбы и мира, позволяя им говорить на одном языке — языке танца. И конечно же, в этот день весь танцующий мир - коллективы театров оперы и балета, современные танцевальные труппы, ансамбли современного бального и народного танца и другие, как профессиональные, так и самодеятельные артисты - будет отмечать свой профессиональный праздник. 






Формы же празднования весьма разнообразны - от традиционных концертов и выступлений до танцевальных флешмобов и необычных представлений. На официальном же уровне, по традиции, каждый год кто-либо из известных представителей мира хореографии выступает с обращением к общественности с посланием, напоминающим людям о красоте танца. Так, в разные годы с торжественными речами по случаю Международного дня танца выступали такие мировые знаменитости, как: Юрий Григорович (Россия), Роберт Джофри (США), Мэги Марэн (Франция), Майя Плисецкая (Россия), Морис Бежар (Франция), Уильям Форсайт (США-Германия), Стефан Пейдж (Австралия), Мияко Йошида (Япония-Великобритания), Хулио Бокка (Аргентина), Лин Хвай-мин (Тайвань) и другие.








© Calend.ru
Праздник для глаз. Одни из самых красивых камней и минералов.

28 апреля 1925 года, 90 лет назад, на экраны вышел первый фильм Сергея Эйзенштейна "Стачка". Следующей его работой станет великий "Броненосец "Потемкин".



В 1924 году Эйзенштейн выпустил свой первый кинематографический шедевр — «Стачку». В этой новаторской ленте, парадоксально сочетающей почти хроникальность событий (во многом благодаря оператору Э.К. Тиссэ, обладавшему опытом съемок фронтовой кинохроники) и условность эксцентрических гэгов в исполнении типажно подобранных актёров, была более осмысленно и целенаправленно применена теория «монтажа аттракционов». Эффектное сочетание несочетаемого в рамках одного кадра дополнялось метафорической сменой кадров, то есть монтажом, способным порождать новый смысл и становиться средством авторского преображения действительности.



Эйзенштейн одним из первых в мировом кино осознал и воплотил на практике основополагающий принцип самого кинематографа, изначально склонного к «фабрикации грёз», только придав ему необходимый исторический контекст революционного изменения мира. Частная история одной из стачек на российском заводе была мастерски, с потрясающими кинематографическими деталями, со впечатляющими и даже шокирующе воздействующими сценами расправы над рабочими, передана режиссером и воспринималась как призыв к немедленному переустройству мира. Идея стачки мыслилась в планетарном масштабе, а кино оказывалось могучим способом «монтажа аттракционов» в сфере влияния и манипуляции зрительскими массами.



Через год, в 1925 году, на экраны вышел «Броненосец Потёмкин», созданный по тому же методу и с целым рядом исключительно «аттракционных моментов» (хрестоматийный эпизод расстрела на Потёмкинской лестнице в Одессе). Однако тематически и стилистически «Броненосец» оказался более выдержан и очищен от эксцентрических перехлестов и кричащего метафоризма деталей. Скрытая внутрь кадра символика и взрывающийся новым смыслом монтажный переход сделали классикой трехкадровый эпизод, фиксирующий «прыжок» мраморного льва. Бунт моряков на «Потёмкине», переросший в социальный конфликт, оказался благодаря фильму Эйзенштейна заряженным внутренней энергией такой силы, что производил подлинно бунтарский эффект и в ряде западных стран был запрещён для демонстрации. Благодаря Эйзенштейну и советской школе монтажно-образного кинематографа 1920-х годов кино стало действительно искусством, воздействующим на миллионы людей в разных странах.

Слова Эйзенштейна, произнесённые им в 1930-ом году в Голливуде на обеде, данном в его честь Академией кинонауки и искусства:

«…Вы знаете, выражение лица на экране — всегда относительно. Оно зависит от того, что идёт дальше. Если мы показываем улыбающееся лицо и даём после него крупным планом ребёнка, вы всегда скажете, что это — добродушный мужчина или добрая женщина, полные отцовских или материнских чувств. Если мы даём то же самое улыбающееся лицо и показываем убийство, выражение этого лица приобретает оттенок садизма».


И ещё:

«…Если мы сможем пробуждать у публики чувство, сможем заставить её чувствовать идею, мне кажется, что в будущем мы получим возможность управлять мыслительным процессом зрителя. Это будет одно из великих достижений фильмов будущего».

Похоже, в какой-то степени, это будущее уже наступило. Но готовы ли мы к нему, понимаем ли происходящее?