Общее·количество·просмотров·страницы

понедельник, 5 января 2015 г.

Могла ли Марина Цветаева пробовать рисовать?


Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
Нечитанным стихам!

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.




О том, что сама Марина Цветаева рисовала информации в литературе практически нет. Её сестра Анастасия Ивановна Цветаева утверждала, что их мать передала ей любовь к живописи, а Марине — к стихам. И всё-таки Марина Цветаева в молодости рисовала и достаточно неплохо, как мы видим на ее рисунках, представленных ниже. Таланту и тем более гению даётся, как известно, многое. Хорошо рисовали дети Марины Цветаевой: Ариадна и Георгий. Не чужды этому были и её муж Сергей Эфрон, и младшая сестра Анастасия, и сын сестры Андрей Трухачёв, а сводный брат сестёр Цветаевых Андрей Цветаев был уникальным экспертом по живописи.


Могла ли Марина Цветаева пробовать рисовать?
(Об одной из находок «Вашингтонского музея русской поэзии и музыки»)  
История обнаружения  рисунков Марины Цветаевой, сами рисунки и их первичные обсуждения были опубликованы музеем в издательстве Kontinent (США,Чикаго) в 2006- 2008 годах. Рисунки МЦ находятся, в архиве фонда «Никитинские субботники» рукописного отдела Российской государственной библиотеки РГБ. Они были представлены в этой библиотеке на цветаевской выставке 1992 года.




ШАТЛЕН

Французское слово «chatelaine» дословно означает «хозяйка дома». Этим термином обозначался декоративный зажим (в древности — пояс), к которому на цепочках или лентах подвешивались ключи, аксессуары для рукоделия, а позднее дамские безделушки: часы, личная печать, флакон для духов, записная книжка из слоновой кости, нашатырь, лорнет, перочинный нож, увеличительное стекло и проч.
england chatelaine    Punch Chatelaine (“The Chatelaine; a Really Useful Present” John Leech, Punch Jan 13, 1849)
Параллельно существовали серебряные дамские кошельки, также называемые «шатлен».

викторианские кошельки   bag chatelaine    chatelaine 1

    

В 18-19 веке шатлен (другое название «экипаж», «equipage») носили все состоятельные дамы и их экономки. Будучи чисто утилитарным приспособлением в Средние века, шатлен вскоре превратился в  модный и роскошный аксессуар.
дама с шателеном   england chAT   france

chatelaine   chat

Русские шатлены: 
русский шателен 1770   русский шателен 1840

Шатлены английской королевы Виктории:
chatelaine queen victoria 1850   королева Виктория с шателеном

Английские шатлены:
Nécessaire и Châtelaine ок. 1760-80, английский (Стаффордшир)   шателен

Французский шатлен:
france chat

Испанский шатлен:
испанский шателен

Американский шатлен, ок. 1860 г.
ок. 1860  американский




Возрождение шатлена, 1938 год:
chatelaine_1938

Шатлены с ножницами, имевшими стальные клинки и серебряные ручки, вошли в употребление в Голландии в XVII веке. Ручки изготавливались из литого серебра и были поводом показать свое мастерство. В орнаменте ручек ножниц из шатленов использовались самые разные мотивы: цветы, животные, птицы, человеческие фигуры и религиозные символы. Стиль орнамента различался от региона к региону. Ножницы Фризии и Гронингена, как правило, орнаментировались цветами, листьями или птицами. Орнамент ножниц из  Схонховена представляет собой прямоугольник с простым цветком или звездочкой, расположенный у крепежного болта.
Шатлены передавались из поколения в поколение. По голландской традиции, отдельные элементы шатлена делились поровну между всеми наследниками. Получив часть в наследство, каждый сам восполнял недостающие элементы и создавал новый шатлен. Именно поэтому практически невозможно найти полный набор, выполненный одним ювелиром. Шатлены было принято дарить невестам: новая жизнь начинается с нового шатлена.

Голландский шатлен:
Голландский 17-серебряный


БАЛ В ЗИМНЕМ ДВОРЦЕ,1903 ГОД.

Грандиозный костюмированный бал, проведенный в Зимнем дворце в 1903 г., стал последним большим балом империи, запомнившимся современникам. Великий князь Александр Михайлович писал в «Воспоминаниях»: «22 января 1903 г. «весь» Петербург танцевал в Зимнем дворце. Я точно помню эту дату, так как это был последний большой придворный бал в истории империи».
Костюмированный бал, проходивший в Зимнем дворце 11 и 13 февраля 1903 года — знаменитый маскарад, во время которого вся знать Российской империи присутствовала в чрезвычайно роскошных костюмах «допетровского времени». Эти костюмы дошли до нашего времени запечатленными в фотографиях, которые являются ценным историческим источником. До настоящего времени этот бал остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования Николая II. Бал, устроенный к ознаменованию очередной годовщины дома Романовых, состоялся по окончании Рождественского поста и проходил в два этапа: 11 февраля 1903 года состоялся Вечер, а 13 февраля непосредственно сам Костюмированный бал. 11 февраля гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, затем, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, совершив так называемый «русский поклон». Следом состоялся концерт в Эрмитажном театре, со сценами из оперы Мусоргского «Борис Годунов» (исполняли Фёдор Шаляпин и Медея Фигнер), из балетов Минкуса «Баядерка» и Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой).