Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 27 сентября 2015 г.

Как часто мы задумываемся, что значит дверь в дом?
Бог дверей – двуликий Янус. Символ перехода, объединение и разделение, символическая встреча своего и чужого.
Первоначально жилище  —  это укрытие в пещере с очагом. Разрешение войти в жилище – символ признания своим. До сих пор сохраняются обряды, связанные с переходом из статуса «чу­жого» в статус «своего». Это встреча гостя, прием в дом невесты, встреча мужа после работы. На Руси не принято было спраши­вать гостя, странника о цели приезда трое суток. Приходящий человек имел право на хлеб и кров. «Гость – Бог в доме», – говорили наши предки.



В Монголии ритуал встречи гостя состоит из нескольких эта­пов. Путника встречают, выходя на порог. Впуская его в дом, смотрят, как порог примет этого человека. Споткнуться нельзя – в древности за это можно было поплатиться жизнью. За порогом юрты гость оставлял свое оружие и входя, касался правой рукой притолоки двери. Этот жест говорит, что входящий пришел как друг. Угощение нюхательным табаком из табакерки хозяина, чаем с молоком и молочной водкой завершает ритуал перевода «чужого» в «своего». Только после этого у гостя спрашивают о том, кто он, какова цель его приезда и надолго ли он остано­вится.


Перед порогом молились. Не здоровались через порог. Си­деть на пороге не разрешали. На свадьбе приход жениха обыгрывался, как «взламывание» двери: символическое вхождение в женщину. На славянской свадьбе посыпают зерном жениха и не­весту в каждом случае перехода через порог: во время входа и выхода из ворот, при входе и выходе в церковь, в пути, во время прохождения свадебного поезда по опасным участкам пути.
Аналогичное этому символическое значение порога исполь­зовалось и при родовспоможении, когда повивальная бабка, «рас­крывая пути младенцу», развязывала все узлы в доме, снимала с женщины все кольца и ленты и проводила ее трижды через по­рог. С этим связана символика родов: дитя — это путник, дом — утроба матери, а сам акт рождения — поезд.




В православном доме на правый угол двери прикрепляют крест накрест свечи. Считается, что магическую силу имеют свечи, принесенные из церкви после вечерней службы в вели­кий четверг (четверг на Страстной неделе, последней перед Пасхой).
Двери — своего рода КПП здания, первое и наибольшее от­верстие стены, укрытия. Атрибутами входа, порога были обере­ги, стража, замок,  —  все, что должно было преградить дорогу злым силам, материальным и нематериальным, внутрь дома и, с другой стороны, защитить дом от потери внутреннего благопо­лучия (чтобы никто не вынес счастья из дома). С порогом связа­но большое количество ритуалов, запретов, проверок. Повсемес­тно считалось, что спотыкаться о порог при входе и выходе нельзя — это может унести счастье из дома.


Входы различались по функциям. Парадный подъезд, пара­дный вход, всегда отличался размерами, отделкой, через него должны были проходить (выдержав испытание на соответствие дому) гости. Черный вход служил для хозяйственных нужд, че­рез него можно было проникнуть в дом незаметно, фактически второй вход изначально был потайным.