Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 20 мая 2015 г.

Петербургские истории: аварийная посадка самолета на Неву.


В сентябре 1963 года по Ленинграду поползли слухи об уникальном ЧП. Серебристый пассажирский лайнер, сделав с десяток кругов над городом, неожиданно снизился и сел прямо на воды Невы. Что же случилось?

Пассажирский «борт» «Ту-124» под командой Виктора Мостового, шедший из Таллина в Москву 21 августа 1963 года, приближался к Ленинграду. Внезапно экипаж сообщил по радио, что заела одна из «ног» шасси и нормальная промежуточная посадка невозможна.

Первоначально самолет хотели отправить назад в Таллин, но затем решили приземлить его на аварийной грунтовой полосе за городом «на брюхо».

Капитану корабля дали команду «выработать топливо». Самолет должен был кружить над городом, пока баки не станут почти пустыми. Не вызывая особого ажиотажа, самолет долго кружил в небе на высоте около 400 метров, затем борт панически сообщил, что горючее выработано... полностью, и минимум топлива для захода на посадку отсутствует.

«Ту-124» сел между Большеохтинским и Финляндским мостами. По свидетельствам, "экипаж пронесся в четырех метрах над строящимся мостом Александра Невского (с лесов в ужасе посыпались рабочие), увидел контуры Финляндского железнодорожного моста и сжался в страхе: врежемся!


Но машина хвостом коснулась Невы, затем шлепнулась брюхом, слегка поднырнула и застыла... в сотне метров от опор моста".



Все 45 пассажиров и 7 членов экипажа выжили. Самолет затонул на следующий день...


Экипаж ТУ-124

Лишь спустя три дня после описываемых событий Ту-124 увезли на барже на Васильевский остров, где его разрезали автогеном на части. Сохранили лишь самое ценное, что есть в самолетах, - пилотскую кабину и приборы. Позже их стали использовать в качестве тренажера в одном из училищ гражданской авиации.
Поначалу главное управление Гражданского воздушного флота СССР расценило действия Мостового как разгильдяйство. Его даже отчислили из двухсотого авиаотряда. Но поднялся шум за границей: мол, пилота, совершившего невероятный подвиг, отправили мести аэродром. Об этом написали тогда многие зарубежные СМИ.
В итоге было объявлено, что Мостового представили к ордену Красной Звезды за мужество, а членов экипажа - к медалям. Однако позже жена Виктора Жанна Мостовая рассказала, что указ о награждении так и не был подписан. Воспротивился сам генеральный конструктор Туполев. Компромиссное решение принимал лично Никита Хрущев - ни награждать, ни наказывать.
Правда, семья отважного летчика (жена, дочь, Виктор и его мать) вскоре получила двухкомнатную малогабаритную квартиру на улице Вавилова в Москве. До того все они жили в маленькой комнате в коммуналке. В том же доме получил квартиру и штурман Виктор Царев. Капитана буксира Поршина наградили почетной грамотой и часами.
Позже Мостового направили на учебу в Академию гражданской авиации в Ленинграде. Но с учебой он не справился - нахватал двоек и был отчислен. Виктор продолжал летать командиром турбореактивных самолетов, перевозя пассажиров и грузы. В начале 90-х выехал с семьей на постоянное место жительства в Израиль. Там и умер от рака в 1997 году.
Второй пилот Василий Чеченев, вскоре после удачной посадки, стал первым пилотом, командиром воздушного судна (КВС), а затем и летчиком-инструктором. Пользовался авторитетом и огромным уважением в гражданской авиации. Скончался в 2002 году.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.