Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 19 февраля 2015 г.







Набивная доска XVII в. 

Платок относится к традиционному типу головных уборов. Его древней формой являлся отрез домотканого полотна, поверхность которого могла быть украшена набивным рисунком. Набивное дело известно на Руси с древних времён. Из набивных тканей изготавливали не только предметы одежды, платки, но и скатерти, полотенца, разного рода занавеси. 



В коллекции Сергиево-Посадского музея-заповедника самые ранние образцы набойки, датируемые XVII-XVIII веками, некогда служили подкладками облачений духовенства Троице-Сергиева монастыря. 



Ткань набивная XVIII в.

Для тканей этого времени характерны лаконичные выразительные одноцветные узоры, в которых прослеживаются близкие аналогии с мотивами русской народной вышивки, ткачества, резьбы и росписи по дереву, а также с рисунками восточных привозных тканей. Это ритмически чередующиеся ромбы, квадраты, волнистые линии, полосы — «дороги», фигуры птиц, тюльпановидные цветы, плоды граната. 



Ткань набивная. Конец XVIII в.

Узоры печатались масляной краской на холщовом полотне с помощью деревянных форм — больших набивных досок (около 50х40 см), покрытых плоскорельефной резьбой, которая располагалась иногда с двух сторон доски. Для лучшего отпечатывания рисунка мастера стучали по набивной доске молотком — киянкой — отсюда родился термин «набойка».



Набивная доска. Вторая половина XIX в. Тверская губерния, г. Осташков

В XVIII веке орнаментальные композиции из стилизованных реальных и фантазийных цветов, плодов, изогнутых ветвей, восточных «огурцов» или «бобов» — декоративного мотива каплевидной формы — приобрели более утончённый характер. 



Фрагмент женского сарафана. Конец XIX в. Архангельская губерния, Пинежский уезд, д. Шотово

Способ украшения ткани набивным узором усложнился: доски уменьшились в размерах (около 20х15 см); наряду с резным рельефом доски, стали использовать вбитые в её деревянную основу металлические пластины, гвоздики, которыми мастера печатали тонкую контурную обводку рисунка, его графические разделки. 



Для создания многоцветного колорита на холсте или на тонкой хлопчатобумажной ткани использовались природные заварные красители и несколько набивных досок: для печати каждого цвета была необходима отдельная доска с соответствующим элементом узора.



Набивная доска. Вторая половина XIX в. Тверская губерния, г. Осташков

В XIX — начале XX века набойка имела наибольшее распространение в центральных и северных губерниях России. Во многих уездных городах, в деревнях работали домашние набивные мастерские, ориентирующиеся на запросы крестьянского и мещанского сословий. В это же время развивались отхожие набоечные промыслы, которыми занимались крестьяне в свободное от полевых работ время. 



Распространённым видом была кубовая набойка, выполнявшаяся способом резервации: на холщовую ткань набивной доской с рельефным металлическим узором предварительно наносился защитный слой вапы — смеси глины, купороса и клейкого вещества, затем она опускалась в куб — ёмкость с краской, полученной из растительного красителя индиго. После полоскания в проточной воде вапа вымывалась, а на синем фоне оставался белый узор, представлявший собой, как правило, простые вариации геометрических и растительных мотивов.



Образец набойки. Конец XIX в. Псковская губерния, Опочецкий уезд

Ситценабивное дело в России стало укореняться со второй половины XVIII столетия в связи с развитием текстильной промышленности, что повлияло на постепенное сокращение домашних набивных мастерских. 



Вначале фабричные набивные платки изготавливали из индийского или английского миткаля — плотной хлопчатобумажной ткани полотняного переплетения, они были дорогой новинкой, доступной только состоятельным людям. 



В 1847 году на фабрике Посылиных в Шуе появилась печатная машина — «пирротина», и с этого началась механизация ситцепечатного производства, однако ручная набойка сохранялась на всех производствах до 1920-1930-х годов. Одновременно привозные ткани заменялись вырабатывавшимися на российских мануфактурах. Удешевлению набивного дела также способствовало изобретение химического красителя анилина, обладавшего большей прочностью по сравнению с природными красителями. 



Доска набивная для каймы XIX в.

К концу XIX века набивные ситцевые платки получили большое распространение в крестьянской среде, где они дополнили или заменили старинные женские головные уборы — кички, сороки, кокошники, став органичной частью традиционного женского костюма. 



Почтовая открытка «Разносчица ситцев в Москве». Начало XX в.

О бережном отношении к платкам, передаче их по наследству от матери к дочери или от свекрови к невестке свидетельствует тот факт, что до настоящего времени их ещё можно встретить в отдалённых деревнях. 



Сохранились старинные названия платков. Так, ярко-красные называлисьфранцузскими, заграничными, александрийскими, а с бледнокоричневым фоном — дымовыми и глинистыми. 



Любопытен факт локального бытования платков определённой окраски. Материалы научных экспедиций Сергиево-Посадского музея- заповедника свидетельствуют о том, что крестьянки Рязанской губернии предпочитали тамбовские — красные и глинистые; женщины центральной, южной части России и Поволжья — тёмно-синие кубовые платки (иногда назывались дикосовыми). 



Платок «лизаный». Начало XX в. Москва, Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры
Костюм женский. Начало XX в. Пензенская губерния

Ситцевые платки нашли широкое применение в традиционной свадебной и поминальной обрядности. Так, жених и невеста не только дарили платки друг другу, но и одаривали ими гостей на свадьбе, тёщу и свекровь, сами получали подарки, завёрнутые в платок или накрытые им. 



С древними славянскими верованиями в защиту от «порчи, сглаза и лихих слов» связано закрывание в предсвадебное время и на свадьбе лица невесты фатой или платком с нашитыми по его краям полосами яркой бахромы или шерстяных кистей. Платок набрасывали на голову невесте, не завязывая узла, что называлось внакидку. 



Во всех южнорусских губерниях для траурных случаев покупали особые платки, чаще всего белые с чёрным неброским узором. Позднее для дней траура стали приобретать тёмные платки с белым мелким орнаментом, которые назывались молчанскими илимонашечьими. Платки также было принято раздаривать «на помин души» ушедшего из жизни человека всем присутствовавшим при погребении.



Традиционные способы ношения платков

В соответствии с местными этнокультурными традициями существовало множество регионально-локальных способов ношения платка. Наиболее древними из них считаются способы внакидку, не завязывая узла, и на кромку, по-богородицкому — по образцу некоторых изображений на иконах головного плата Богородицы, который до настоящего времени сохраняется у отдельных групп старообрядческого населения — приверженцев протопопа Аввакума, не принявшего в середине XVII века церковную реформу. Платок повязывается старообрядками на голову: раскладываясь двумя концами на спине и груди и закалываясь под подбородком на булавку.



Платок «кубовый». Конец XIX — начало XX в. Неизвестная мануфактура

Девушки, согласно общерусской традиции, в праздники носили нарядную девичью повязку, не закрывавшую волосы, а в будни, как правило, только платок, из-под которого выпускали косу, украшенную бантом. Края праздничных платков могли быть дополнительно украшены полосами галуна, тесьмой и кистями. Манера ношения платка различалась в основном местом расположения узла — под подбородком, на затылке, надо лбом (платок сложен в виде полосы и завязан концами вперёд). Замужние женщины строго убирали волосы, заплетённые в две косы и уложенные на голове в виде рогов под головной убор, поверх которого повязывался платок. 



Известно, что с конца XIX века платок, завязываясь или закалываясь особым образом, мог служить самостоятельным головным убором. Так, в Обоянском и Суджанском уездах Курской губернии бытовал головной убор — покрытка, который состоял из двух платков (раньше домотканых холщовых, позднее фабричных). Один платок, сложенный на угол, повязывался надо лбом сначала концами назад, потом вперёд. В получившиеся по бокам «рёбра» молодые женщины для придания формы подкладывали жгуты, сложенные из холста. Затем второй, верхний платок, сложенный на угол, повязывался концами под подбородком. 



Платок 1848 г. Москва, Прохоровская Трехгорная мануфактура

В Тамбовской губернии в 1930-е годы праздничный выход девушки-невесты предполагал ношение трёх платков: двух — на голове, повязанных аналогично покрытке, и одного, самого нарядного, на полусогнутой левой руке.



Фабриканты стремились выпускать платки с учётом вкусов и запросов покупателей, опираясь на национальные традиции и общеевропейские тенденции развития набивного искусства. Самые крупные ситцепечатные заведения Владимирской, Московской и Петербургской губерний имели собственные рисовальные мастерские со специально подобранным штатом художников. 



Платок. Конец XIX — начало XX в. Москва, Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры

Платки отличались разнообразием расцветок, орнаментальных решений, а также качеством ткани и размерами — от небольших (80х70 см) до полутораметровых. Наряду с узорами на платках часто печатали клейма, которые позволяют установить место, а иногда и время их изготовления. Известно, что «петербургские фабрики имели в виду потребление... достаточных классов, Шуйский уезд, работая дешевле и проще, снабжал низшие сословия, отчасти и средние. Москва с её уездом выделывают набивные материалы низшего, среднего и высшего достоинства».



Платки. Конец XIX — начало XX в. Владимирская губерния, Александровский уезд, с. Карабаново, Товарищество мануфактур Барановых

Платки знаменитой Трехгорной мануфактуры, основанной в Москве в 1799 году В.И.Прохоровым и Ф.И.Резановым, славились «чистотою и отчётливостью выработки, изяществом и новизной рисунков». В начале XX столетия здесь ежегодно двенадцать рисовальщиков и пять учеников разрабатывали до 800 различных образцов рисунков. 



Платок. Конец XIX — начало XX в. Владимирская губерния, Александровский уезд, с. Карабаново, Товарищество мануфактур Барановых

Для большинства платков характерны: светлый фон, отсутствие пестроты в колорите многокрасочных растительных или геометрических узоров. Композиция изделий отличалась «классическим» размещением орнамента: широкая, с пышной гирляндой кайма из хорошо узнаваемых природных форм — роз, яблоневых цветов, незабудок, фантазийных цветов и большой средник с ритмически уравновешенными букетами или веточками, создающими ощущение некоторой статичности узора. 



Фрагмент платка. Конец XIX — начало XX в. Владимирская губерния, Александровский уезд, с. Карабаново, Товарищество мануфактур Барановых

Усложнённый силуэт узоров прорабатывался графически чётко, объёмная трактовка букетов достигалась с помощью тональной разработки цвета, ослабевая или усиливаясь в зависимости от интенсивности окраски фона.



Платок. Конец XIX — начало XX в. Владимирская губерния, Александровский уезд, с. Карабаново, Товарищество мануфактур Барановых

Самую большую группу составляют платки Троицко-Александровской мануфактуры Барановых, находившейся в селе Карабаново Александровского уезда Владимирской губернии. Она ведёт свою историю с 1846 года, когда И.Ф.Баранов построил фабрику, на которой производились окраска кумача, набивка платков и изготовление рубашечных ситцев, окрашенных в красный «адрианопольский» цвет. 



Платки. Конец XIX — начало XX в. Владимирская губерния, Александровский уезд, с. Карабаново, Товарищество мануфактур Барановых (?)

Яркие платки с красным фоном и многоцветными растительными, геометрическими и восточными «огуречными» мотивами, рассчитанными в том числе на среднеазиатский рынок, занимали одно из основных мест в ассортименте изделий мануфактуры. Орнаментальные композиции отличались подчёркнутой декоративностью, обобщённостью в решении графически плоскостных форм, характерных для народных набивных тканей XIX века.



Платки. Верхний — после 1880 г., нижний — начало XX в. Владимирская губерния, Александровский уезд, с. Струнино, Товарищество Соколовской мануфактуры А. Баранова

Отдельную группу составляют платки производства Асафа Баранова, одного из владельцев мануфактуры, имевшего также собственное производство в селе Струнино и в Москве. В платках прослеживается стилевое влияние историзма и модерна. 



Платок. Начало XX в. Владимирская губерния, г. Шуя Фабрика А. Посылина

Оно выражается в использовании рисунков мебельных тканей с изображением пышных вазонов, плодов и цветов, перевитых шнуров с тяжёлыми кистями, кружевных лент, а также прихотливо изогнутых фантазийных фигур, характерных растительных форм насыщенного колорита, напоминающих перевивающиеся водоросли, листья чертополоха.



Фрагмент платка XIX в. Московская губерния, Серпуховский уезд, Фабрика Третьякова

Большой популярностью у крестьянок пользовались барановские платки, выполненные в технике вытравной печати, при которой наносимая на ткань краска разрушала цвет фона, образуя на этом месте новый цвет. Таким образом при частичной вытравке вместо красного цвета получался розовый, и это стало самостоятельным выразительным средством. Подобные платки изготавливались вплоть до 1940-х годов.



Известным центром ситцепечатного производства была Шуя, где с конца XVIII века существовало ткацко-набивное заведение, принадлежавшее купцам Посылиным. В 1841 году произошёл раздел имущества Посылиных, что привело к образованию двух самостоятельных производств: Степана Ивановича и Алексея Ивановича Посылиных. 



Платок. Между 1895 и 1910 гг. Владимирская губерния, г. Шуя, Фабрика братьев Рубачевых
Костюм женский. Начало XX в. Тамбовская губерния

В 1863 году в Шуе возникла мануфактура братьев Рубачевых. В течение долгих лет наиболее популярными орнаментальными мотивами посылинских и рубачевских изделий оставались пышные букеты садовых и полевых цветов, узоры дорогих восточных тканей, построенные на варьировании мотива восточного «огурца».



Платки. Конец XIX — начало XX в. Москва, Фабрика П.К.Котова

Изделия фабрики Алексея Посылина — пример классической завершённости и цветового равновесия композиции платка. На лучших образцах с гладкоокрашенными средниками крестообразной формы углы отмечаются крупными «огурцами», вазонами, составленными из тех же «огурцов», а широкая кайма представляет собой гирлянду из «огурцов», заполненных букетами, венками из мелких цветов и геометризированных фигур. 



Платок. После 1876 г. Москва, Товарищество Даниловской мануфактуры

Колорит платков складывается из разбеленных оттенков синего, зелёного, красно-кирпичного и охристого цветов на основном чёрном фоне. Белый цвет играет при этом роль контура, который «гасится» при переходах к чёрному наложением узких полосок охры.



Платки (два верхних). Начало XX в. Москва, Товарищество ситцевой мануфактуры А. Гюбнера
Платок (нижний). После 1876 г. Москва, Товарищество Даниловской мануфактуры

Картину русского ситцепечатания рубежа XIX-XX веков дополняют платки московских, ивановских производств: Грязнова, Гюбнера, Зубкова, Котова, Боброва, Третьяковых, Товарищества Даниловской мануфактуры, представленные на выставке единичными экземплярами. 



Платок. Около 1912 г. Неизвестная мануфактура

В них находит отражение интерес русского общества к отечественной истории, культуре и последовавшее за ним обращение к орнаментальному богатству произведений национального искусства. 



Отдельным разделом представлены памятные тематические платки, посвящённые важным событиям общественной жизни страны: 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года с занимательными сюжетами из военной биографии Наполеона Бонапарта, коронации императора Николая II, празднования 300-летия дома Романовых и другие.


Русские ситцевые платки, отличаясь высоким уровнем исполнения, ярко выраженными стилистическими особенностями, пользовались заслуженным успехом не только в России, но и за границей. Они с успехом экспонировались на крупнейших отечественных и международных выставках, получая многочисленные высокие награды.









Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.