От кутюр в картинках: как художники видят моду.
Модную одежду было принято рисовать еще со времен античности. В 19 веке иллюстрации творений кутюрье начали публиковать в журналах и сериях рисунков. А с появлением таких изданий, как Vogue, Gazette du Bon Ton и Harper's Bazaar модная иллюстрация стала самостоятельным жанром высокого художественного уровня.
Иллюстрациям в моде посвящена одноименная выставка в Музее искусства и художественных ремесел (Museum für Kunst und Gewerbe) в Гамбурге. На ней представлены около 200 модных рисунков из личной коллекции известной мюнхенской галеристки, коллекционера и знатока темы Жоэль Шарио. На них изображены модели знаменитых кутюрье и домов высокой моды, от Поля Пуаре, Коко Шанель и Кристиана Диора до Кристиана Лакруа, Александра МакКуина, Йоджи Ямамото и Comme des Garçons.
Иллюстрация Антонио Лопеса, 1965 год
Выдающиеся иллюстраторы моды
Коллекция Жоэль Шарио убедительно доказывает, что рисунки могут порой даже с большей точностью, чем фотографии, передать характер коллекций одежды. На выставке в Гамбурге развитие жанра модной иллюстрации прослеживается в семи этапах. Первые два раздела посвящены экстравагантной эпохе ар-деко 1920-х годов и солидной моде 1930-х и 1940-х. Следующие десятилетия показаны в экспозиции работами выдающихся художников моды того времени. Французский иллюстратор Рене Грюо рисовал модели 1950-х. 1970-е и 1980-е представлены работами нью-йоркского художника Антонио Лопеса и шведа Матса Густафсона. Работы модных иллюстраторов Франсуа Берту из Швейцарии и парижанки Авроры де ла Моринери хронологически завершают выставку.
Слева: Шарль Мартен, 1920 год, справа: Аврора де ла Моринери, 2010 год
Mats Gustafson
В своей коллекции Жоэль Шарио сосредоточилась на нескольких известных именах. Она не стремилась охватить как можно более широкий спектр рисунков, а выбрала выдающихся художников, которые особенно способствовали развитию жанра. Все отобранные Жоэль Шарио работы являются шедеврами, ни одна не кажется малозначимой. Это позволяет проследить тенденцию последних десятилетий, когда все большее значение приобретает личность художника.
Антонио Лопес, Джоан Лэнди (1967)
Слева: Антонио Лопес, Итальянские коллекции, 1974, справа: Матс Густафсон, головные уборы, 2005
Жорж Лепап
Техника рисунка, доведенная до совершенства
Каждый из представленных в экспозиции авторов отдает предпочтение определенной технике, которую доводит до совершенства. Относительно традиционными видятся рисунки Рене Грюо, выполненные яркой гуашью. Но уже Антонио Лопес экспериментирует с различными методами и разрабатывает свой уникальный почерк, для которого характерно смешение стилей. Акварели Матса Густафсона отличаются особой изысканностью, которая позволяет ему при помощи нескольких цветных акцентов утонченно интерпретировать моду.
Франсуа Берту, как и Аврора де ла Моринери, предпочитает монотипию: краски сначала наносят на поверхность печатного станка, к которой затем прижимается лист бумаги. При этом каждый полученный в результате оттиск является уникальным. Для этой достаточно редкой сегодня техники Франсуа Берту использует масляные краски. Аврора де ла Моринери печатает свои работы на очень тонкой японской бумаге, что придает воздушность ее рисункам.
Дополнительное средство интерпретации
Жанр современной модной иллюстрации, который не следует путать с эскизами модной одежды, возникает около 1910 года, когда первые дома высокой моды представляют свои коллекции в дорогих изданиях. Изысканные журналы, как Gazette du Bon Ton, отдают предпочтение не фотографии, а рисунку, в частности, дорогостоящим иллюстрациям, выполненным в технике трафаретной печати, и выделяются, таким образом, из общей массы изданий. С этого времени модный рисунок является неизменным спутником высокой моды. Он не конкурирует с фотографией, а становится скорее дополнительным средством интерпретации. Художники более свободно, чем фотографы, могут редуцировать новые модные творения до отдельных элементов, они могут и преувеличивать, и варьировать цвет и форму, одним словом, более выразительно передавать суть новых коллекций.
Заказы на свои работы модные художники получают от известных журналов мод, как Vogue или Harper's Bazaar. Но нередко случается и так, что и дома мод публикуют свои модели в виде рисунков. Поэтому иногда представление публики о деятельности того или иного бренда в значительной степени определяется стилем работающего для него художника, как это было, например, в 1950-е с Кристианом Диором, модные иллюстрации для которого создавал Рене Грюо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.