20 ФЕВРАЛЯ В ИСТОРИИ
Петр Александрович ФРЕЗЕ
(20.02.1844, Санкт-Петербург — 24.4.1918, Петроград),
один из основателей российского автомобилестроения и творцов первого русского автомобиля.
Русский промышленник и изобретатель, пионер отечественного автомобилестроения. Один из создателей первого русского автомобиля.
Родился в Санкт-Петербурге в семье предпринимателя. По образованию горный инженер. Был совладельцем, а затем и владельцем экипажной фабрики “Нэллис и Фрезе”. Идея создания автомобиля родилась у Фрезе под впечатлением от посещения Всемирной торгово-промышленной выставки в Чикаго в 1893 г. Там он познакомился как с конструкцией безлошадных экипажей, так и со своим будущим компаньоном – отставным лейтенантом русского флота и владельцем двигателестроительного завода Е.А. Яковлевым.
В 1896 г. Фрезе и Яковлев построили первый русский автомобиль. Причем двигатель был изготовлен на заводе Яковлева, а экипажная часть – на фабрике Фрезе.
После смерти компаньона в 1898 г. Фрезе продолжил работу над постройкой автомобилей. В 1899 г. на его предприятии собрали электромобили И.В. Романова, затем первый русский грузовик (1901 г.), первый русский троллейбус (1902 г.), серию почтовых фургонов (1903 г.).
В начале ХХ века Петр Александрович представлял в России интересы ряда иностранных автомобильных компа ний – “Де Дион-Бутон” (De Dion-Bouton), “Лорен-Дитрих” (Lorraine-Dietrich), “Минерва” (Minerva), “Рено” (Renault) и других, в немалой степени способствуя распространению автомобилей в стране.
В конце 1910 г. отошел от дел и продал фабрику петербургскому отделению Русско-Балтийского вагонного завода. На вырученные деньги купил небольшое имение в Тверской губернии, где и жил до конца своих дней.
Петр Александрович Фрезе похоронен на кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.
Родился в Санкт-Петербурге в семье предпринимателя. По образованию горный инженер. Был совладельцем, а затем и владельцем экипажной фабрики “Нэллис и Фрезе”. Идея создания автомобиля родилась у Фрезе под впечатлением от посещения Всемирной торгово-промышленной выставки в Чикаго в 1893 г. Там он познакомился как с конструкцией безлошадных экипажей, так и со своим будущим компаньоном – отставным лейтенантом русского флота и владельцем двигателестроительного завода Е.А. Яковлевым.
В 1896 г. Фрезе и Яковлев построили первый русский автомобиль. Причем двигатель был изготовлен на заводе Яковлева, а экипажная часть – на фабрике Фрезе.
После смерти компаньона в 1898 г. Фрезе продолжил работу над постройкой автомобилей. В 1899 г. на его предприятии собрали электромобили И.В. Романова, затем первый русский грузовик (1901 г.), первый русский троллейбус (1902 г.), серию почтовых фургонов (1903 г.).
В начале ХХ века Петр Александрович представлял в России интересы ряда иностранных автомобильных компа ний – “Де Дион-Бутон” (De Dion-Bouton), “Лорен-Дитрих” (Lorraine-Dietrich), “Минерва” (Minerva), “Рено” (Renault) и других, в немалой степени способствуя распространению автомобилей в стране.
В конце 1910 г. отошел от дел и продал фабрику петербургскому отделению Русско-Балтийского вагонного завода. На вырученные деньги купил небольшое имение в Тверской губернии, где и жил до конца своих дней.
Петр Александрович Фрезе похоронен на кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.
Первый русский грузовик Фрезе, 1901 г.
Первый русский троллейбус Фрезе, 1902 г.
Грузовые автомобили Фрезе
Пожарный автомобиль Фрезе
Журнал "За рулем" о Фрезе: http://www.zr.ru/archive/zr/1996/02/k-100-lietiiu-rossiiskogo-avtomobilia#85