С точки зрения средневековых дворян современный человек легкомысленно
пренебрегает многими опасностями. Например, во время поездки в поезде,
самолете и даже прогулки по улицам родного города можно абсолютно
неожиданно столкнутся нос к носу с вампиром и... наверное, исход такой
встречи был бы плачевным. Конечно же, современный обыватель в ста
процентах случаев окажется совершенно не готовым к встрече с
потусторонними силами. А вот путешественники прошлых столетий были
гораздо осторожнее нас, беспечных, и заранее готовились к такого рода
неожиданностям.Наборы для ликвидации вампиров были
обязательны для дворян XIX века, путешествующих в Восточную Европу.
Наверное, в те времена "туристам" угрожали куда более реальные
опасности, например, разбойники, восставшие крестьяне или дикие звери,
но страх перед потусторонними силами зачастую играл немаловажную роль в
выборе экипировки. Особенно вооружались те, кто ехал в Трансильванию,
где легенды про вампиров распространились намного раньше, чем их выдумал
Брэм Стокер.
Большинство этих комплектов были сделаны
в Бостоне и содержали распятие, осиновый кол, святую воду, пистолет со
серебряными пулями, а также иные, "нестандартные" решения для отправки
на тот свет всяческой нечисти. До сегодня сохранилось около 26
оригинальных наборов, которые в большинстве хранятся в музее "Ripley’s
Believe It or Not", и являются одними из самых посещаемых экспонатов.
Музей "Believe it or not!" ("Хотите верьте, хотите нет!") основан Робертом Рипли (Robert Ripley), американским карикатуристом, путешественником, коллекционером всего необычного и удивительного. Он родился в Калифорнии в 1890 году. С детства мечтал стать бейсболистом, но из-за травмы оставил большой спорт и стал сотрудником газеты.
Свое первое кругосветное путешествие Рипли совершил в 32 года. Путешествуя по странам, он вел дневник путешественника (мы бы сказали - был блоггером), в котором описывал нравы и обычаи этих стран, а также все удивительное и необычное, что приходилось ему встречать в чужих странах. Он находил гигантские бронзовые статуи, самую маленькую лошадь, утку с четырьмя ногами, черепашку с двумя головамиичеловека-магнита, притягивающего к себе металлические предметы.
Поначалу Рипли описывал свои находки в газетных комиксах. В 1933 году после выставки своих работ на Всемирной ярмарке в Чикаго Рипли решил организовать музей-кунсткамеру, в которой были бы выставлены все его экспонаты. Так коллекция диковинок Рипли превратилась в музей-кунсткамеру всего необычного и удивительного. Сегодня в мире насчитывается более 30 музеев Рипли "Хотите верьте, хотите нет!".
Рипли очень серьезно относился к достоверности всех экспонатов своей коллекции. Несколько сотрудников его музея постоянно занимались проверкой всех присылаемых ему диковинок.
Роберт Рипли с найденной им мумией карлика
Роберта Рипли называют реальным Индианой Джонсом. Он объездил почти весь мир (за свою жизнь он побывал в 198 странах!) и из каждой поездки привозил что-то необычное, диковинное для своей коллекции. (http://temza.com/historic-london/believe-or-not-museum-london.htm)
Китовая аллея: артефакт древнеэскимосской культуры (Россия)
Удивительным памятником древнеэскимосской культуры является Китовая
аллея, расположенная на острове Ыттыгране. Сам же остров находится в
проливе Сенявина, неподалеку от юго-восточного побережья Чукотки.
Сооружение выполнено из двух рядов костей гренландских китов, которые
имеют огромные размеры, при этом они вкопаны в грунт у берега. Аллея тянется вдоль берега острова почти на пятьсот метров, при этом она
отличается сложной структурой.
Ряд, который находится у самого берега, образуется из черепов китов,
каждый с которых достигает в ширину до двух метров, а их высота над
землей достигает полтора метра. Все черепа расположены по пятнадцати
группам, в каждой из которых имеется от двух до четырех экземпляров.
Второй ряд, идущий параллельно первому, образован из челюстных
костей, которые напоминают массивные столбы. Впечатляет высота этих
строений, достигающая пяти метров, причем их диаметр составляет около
полметра.
Как утверждают ученые, на создание Китовой аллеи были использованы
останки почти шестидесяти взрослых особей. Между рядами, сооруженных из
китовых черепов и челюстных костей, располагается почти полторы сотни
ям, которые в свое время использовались как мясные хранилища.
На территории Китовой аллеи также можно увидеть рукотворную каменную
дорогу, имеющую длину около пятидесяти метров. Эта дорога приводит к
ровной круглой площадке, которая окружена каменными глыбами, в ее
центральной части находится большой плоский валун и каменный очаг,
имеющий следы золы.
По мнению исследователей, Китовая аллея в свое время представляла
собой центральное святилищ крупного межобщинного объединения, члены
которого съезжались на остров Ыттыгран, чтобы провести празднования и
ритуалы.
Падаунг (падонг, падаун, каян) — народ
группы каренов, проживающий в Мьянмe, на северо-западе штата Кая, на
севере штата Карен и на юго-западе штата Шан, а также Таиланде. Говорят
на языке каян (падаунг) каренской ветви тибето-бирманской языковой
семьи. Численность свыше 50 тыс.чел.
Падаунги обычно живут в высокогорных
деревнях. Дома, в отличие от других бирманских племён, строят не на
сваях, а на земле. Выращивают рис. Мужчины практикуют также работу
погонщиков и содержателей слонов. Падаунг — анимисты, регулярно приносят
жертвы духам, в частности верховному женскому духу племени.
Падаунги, 1900 г.
В 1990-е годы по причине затяжного
конфликта с военной хунтой Бирмы и политикой принудительного переселения
народов в государстве Кайя многие падаунги бежали в соседний Таиланд,
где проживают в прилегающих к границе деревнях на полулегальном
основании.
По причине необычного национального
обычая — «вытягивания шеи» женщинам с помощью металлических обручей,
районы проживания падаунг популярны среди туристов.
Падаунги, 1913 г.
Женщины падаунг, начиная примерно с
пятилетнего возраста, носят на шее медные кольца (точнее спирали из
прута толщиной около одного сантиметра, производящие впечатление колец),
которые устанавливаются местными женщинами, имеющими должную
квалификацию. Постепенно количество колец (вернее оборотов спирали)
увеличивается, что приводит к эффекту «вытягивания шеи», поэтому туристы
называют их женщинами-жирафами. У взрослой женщины количество колец
может достигать пары десятков, а их вес — четырёх-пяти килограмм.
Периодически кольца (спирали) по желанию, или по необходимости,
снимаются и надеваются вновь, вреда здоровью это не причиняет. В случае
полного отказа от ношения колец, шея принимает обычный вид за период от
года до трех. Существует расхожий миф, что женщины-жирафы не могут жить
без этих колец. Это не так, женщины со снятыми кольцами не страдают от
их отсутствия.
Наращивать кольца женщины прекращают к
моменту выхода замуж, но так же к этому времени шея просто больше не
удлиняется, из-за возрастных изменений скелета, а их замена, например с
целью улучшения внешнего вида, или при неудобстве ношения старых,
допускается и после этого, в любом возрасте. Рентгеновские исследования
женщин падаунг показали, что фактически за счёт колец шея не
вытягивается, а деформируется плечевая зона, плечевой пояс постепенно
опускается под тяжестью колец, поскольку он крепится к скелету с помощью
всего одного сустава. В результате создаётся видимость длинной шеи, но в
самой шее никаких изменений не происходит.
Иногда спирали специально делаются
излишне высокими, — очень плотно прилегающими к плечам и голове, и
держат голову постоянно в приподнятом состоянии. В этом случае женщина
может потерять способность поворачивать и наклонять голову, просто
потому что это становится сделать достаточно сложно, а не из-за
анатомических изменений. Также, в случае снятия таких спиралей,
существует опасность сломать шею, т.к. мышцы, её поддерживающие, могут
атрофироваться. Но такое наблюдается не часто, чаще всего верхний край
колец не достает до подбородка, что дает некоторую свободу перемещения
головы.
Женщины также носят кольца на руках и
ногах. Их костюм обычно состоит из длинной белой кофты с застежкой
спереди и юбки по колено.
Причина обычая носить кольца не ясна. По
рассказам, они якобы защищают от укусов тигра. Говорят также, что
кольца призваны ограничить их возможность убежать в соседнее селение,
что было связано с обычаями торговли женщинами. По другим данным так в
семье «хранились» драгоценные металлы. Сами женщины утверждают, что это —
традиция самоидентификации племени, которую они получили от матерей.
Кроме того, длинная шея считается признаком красоты и благополучия.
По местной легенде предки падаунгов
произошли от союза ветра и драконихи. Услышав от драконихи, что она
беременна, ветер стал радостно кружить вокруг жены, пока она не родила
большой кокон, из которого появился падаунг. В память об этом кружении
счастливого ветра женщины носят обручи на шее.
Хотя снятие обручей возможно, движение
против этого обычая в Бирме оказалось безуспешным. В настоящее время
женщины продолжают носить кольца ещё и потому, что это привлекает
туристов и создаёт хорошую возможность для продажи ручных поделок. По
сути, длинные шеи превратились в своеобразный бизнес, по привлечению
туристов.
Самая большая деревня Най-Сой принимает
ежегодно 1200 туристов, установив оплату за въезд в деревню 250
таиландских бат, деньги остаются в собственности таиландских
туристических агентств.
Похожие обычаи имеются также у племени ндебеле в Южной Африке, женщины носят индивидуальные кольца от 12 лет до замужества.
Этническая культура южноафриканских народов привлекает европейцев своей аутентичностью. Сегодня речь пойдет о колоритных домах народа ндебеле: геометрические орнаменты, украшающие скромные жилища, - отнюдь не модная тенденция, а дань многовековой традиции.
Жительницы деревни Loopspruit (Южная Африка)
Трагическим
периодом в истории ндебеле стало 19 столетие, когда отважные местные
воины были вынуждены безуспешно воевать с бурскими переселенцами.
Потерпев поражение, местные жители не покорились завоевателям, связь
друг с другом они поддерживали благодаря рисункам на домах.
Выразительные символы были понятны только носителям культуры ндебеле,
бурские фермеры воспринимали их лишь как элементы
декоративно-прикладного искусства.
Национальный костюм ндебеле
Настенной
росписью на протяжении столетий занимаются исключительно женщины:
аккуратный дом – свидетельство того, что женщина является хорошей
хозяйкой, любящей женой и заботливой матерью.
Расписные дома ндебеле
Культура
ндебеле издавна славилась еще одним орнаментальным искусством –
бисероплетением, узоры на домах отчасти повторяли те, что создавались из
бусин. Женщины украшали хижины, рисуя пальцами. В качестве краски
использовали известковую побелку, цветовая палитра была простой –
преобладали коричневый, черный и белый цвета. Краска держалась на
протяжении года, после летних дождей приходилось вновь разукрашивать
жилища.
Дома ндебеле разукрашены не только снаружи, но и внутри
Декорирование
домов усовершенствовалось после того, как французы стали поставлять на
континент акриловые краски после 1940-х годов. Сегодня аутентичные
рисунки можно найти в отделанном районе Небо, Северной провинции, правда,
в палитре художников уже есть и другие цвета – синий, желтый, зеленый и
даже розовый. Кстати, на некоторых домах изображены и современные
реалии, например, прославился дом, на котором изображен логотип "BMW".
Увидев
пестрый макияж из ярко-желтого, ослепительно белого и богатого красного
цветов, увидев пышные аксессуары и экстраординарные украшения, можно
принять это буйство красок за лихорадочную фантазию одного из
законодателей мод. Но на самом деле все это великолепие не имеет ничего
общего с подиумами Нью-Йорка, Лондона или Парижа, являясь делом рук
восточноафриканских племен Сурма (Surma) и Мурси (Mursi).
У
кочующих племен нет архитектуры или ремесел, где они могли бы
реализовывать свои художественные вкусы. Для этой цели остаются лишь их
собственные лица и тела, и, нужно сказать, что это уже немало:
вдохновленные дикими растениями, экзотическими цветами и пышной зеленью
мест, находящихся на границах Эфиопии, Кении и Судана, модницы из
африканских племен создают такие образы, которые не уступают в
зрелищности и креативности творениям западных модельеров.
К
примеру, листья или корни становятся модными аксессуарами. Вместо шарфа
вокруг шеи оборачивается гроздь бананов, а место шляпы с небрежным
изяществом занимает пучок травы. Гирлянды цветов, рога бизонов, венки из
перьев, фруктов, веток – матушка-природа на Африканском континенте
заботится об удовлетворении вкусов самой капризной модницы.
Когда-то
основной целью нанесения ярких красок на тело и использования украшений
было стремление испугать врага. Но сейчас, глядя на лица африканских
женщин из этих племен, создается впечатление, что они украшают себя
таким образом исключительно ради собственного эстетического
удовольствия.
Все
эти фотографии, сделанные немецким фотографом Гансом Сильвестером (Hans
Silvester), а позже опубликованные в книге «Natural Fashion: Tribal
Decoration from Africa», доказывают, что африканский парад мод не похож
ни на какой другой в мире. Он является гимном великолепной природе
тропиков и очередным подтверждением тому, что Африка умеет восхищать и
удивлять. В том числе и в моде.
Существует
множество анекдотов о том, кто в доме хозяин. Шутки-шутками, но мужчины
китайского племени мосо (его неофициальное название – Королевство
Дочерей) знают, что именно женщины правят миром. Эта удивительная
народность проживает в юго-западной провинции Юньнань и насчитывает на
сегодняшний день около сорока тысяч человек. Это единственное в Китае
поселение, где уже более двух тысяч лет сохраняется матриархат.
Женщины-мосо необычайно красивы
Женщины
в племени мосо выполняют всю основную работу: они хозяйничают по дому,
решают общественные вопросы, занимаются земледелием, охотой,
скотоводством… а самые смелые осваивают воинское дело! Мужчинам же
отведено место в сфере обслуживания, торговли и ремесел, относятся к
ним, как к слабому полу. Зачастую мужчины проводят время за игрой в
китайские шашки и отнюдь не испытывают угрызений совести по поводу своей
праздности.
Женщины - не только хранительницы очага, они занимаются земледелием, охотой, скотоводством
Особый
подход в этом племени и к вопросам, касающимся любви и брака. Женщина
выбирает понравившегося мужчину («а-ся») и может отвергнуть его в любой
момент, если он ей чем-то не угодит. Женщинам-мосо не возбраняется иметь
сразу нескольких «а-ся», но такое случается редко, так как в каждой
говорит чувство справедливости («нужно, чтобы всем хватило»).
Браки
жители этой народности не заключают в принципе, детей всегда
воспитывает мать. Поразительно, но дети, как правило, не интересуются,
кто их отец, в языке мосо нет слова "папа". Матерью же, напротив, можно
назвать любую женщину племени. Рождение девочки для мосо – это настоящий
праздник, благословение богов, тогда как к мальчикам относятся
достаточно холодно.
Женщины-мосо в национальных нарядах
Безусловно,
племя мосо – пример того, каким бы мог быть мир, если бы женщины были у
руля. Подобная расстановка сил способна удивить даже заядлых
феминисток.
Охотники за головами: фоторепортаж о бесстрашных воинах племени коньяк (Нагаленд, Индия)
Мало кто знает, что коньяк
– это название не только алкогольного напитка, но и индийского племени,
проживающего на территории штата Нагаленд. Настоящие воины и
бесстрашные мужи, они по сей день украшают свои жилища черепами в знак
того, что их предки были «охотниками за головами».
Замечательный
фоторепортаж о жизни племени коньяк подготовлен фотографом Jeff Bauche,
ему посчастливилось побывать в Нагаленде и пообщаться с несколькими
старейшинами племени.
Черепа животных, используемые как обереги
Древние
традиции племени коньяк весьма специфические и нам, современным людям,
воспринять их крайне сложно. Страшная охота за головами продолжалась
здесь до 1970-х годов, и ныне в племени еще живы те, кто собирал такие
«трофеи» во время сражений. Сегодня почетных воинов можно узнать по
сохранившимся у них коллекциям скальпов, которые украшают въезды в
поселение. Считалось, что, забирая голову, победитель получал вместе с
ней силу противника.
Дом, украшенный черепами
Подобные
ритуалы перестали проводиться после христианизации племени, правда,
обращению в новую веру местные жители долго сопротивлялись. В культуре
племени коньяк до сегодняшнего дня сохранилось немало реликтовых
ритуалов. Согласно древним верованиям, черепа приносят плодородие почве,
поэтому в последние десятилетия настоящие скальпы заменили вырезанными
из дерева.
В
качестве знаков отличия в племени коньяк используются татуировки:
например, рисунок на задней стороне колена у девушки означает, что она
замужем, а наколку на груди могут иметь только самые храбрые воины.
Воины племени коньяк (Нагаленд, Индия)
Местные
жители носят специфические головные уборы, украшенные охотничьими
трофеями. А вот для транспортировки трофейных скальпов ранее
использовались специальные корзины, к которым прикрепляли клювы
птиц-носорогов, черепа обезьян и диких кабанов.
Птица-носорог
– это своеобразный тотем племени коньяк. Местные жители взяли модель
поведения пернатых в качестве образца социального устройства: самка
живет в гнезде, построенном высоко на дереве, ожидая, пока самец
принесет ей еду.
Перья
птиц-носорогов никогда не продавались, украшать себя ими могли лишь
доблестные воины. Сегодня охота на птиц-носорогов запрещена, поскольку
вид находится на грани вымирания. Племена нага занимаются
подсечно-огневым земледелием, что пагубно влияет на окружающую флору и
фауну.
Глава
племени коньяк – король, «резиденция» которого пестрит черепами. У него
есть от трех до шести суб-королей, которые отвечают за отдельные части
поселения. Элиту отличают браслеты из голубых бусин на ногах. Кстати,
носить одежду в племени стали сравнительно недавно, до этого ходили по
улицам и даже воевали обнаженными.