Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 24 февраля 2015 г.

Селедка под шубой

Селедка под шубой
Правда ведь, что ни один Новый год не обходиться без игристого шампанского и всеми любимых салатов «Селедка под шубой» и «Оливье»? Нет, каждый раз хозяйки придумывают что-то новое, но именно эти – на столе всегда. А известен ли Вам повар, который придумал «Селедку под шубой»?
Селедка под шубой
Интересующиеся кулинарией историки считают, что автор салата, рецепт приготовления которого сохранился и по сей день — это купец Анастас Богомилов. Он владел известными трактирами и столовыми в Москве. Посетители его заведений, нередко напиваясь и споря по любым вопросам, затевали драки. Это были настоящие погромы, где мужики отстаивали свои мнения крушением мебели и биением посуды. Думая о том, что предпринять, чтобы посетители были спокойнее (как усмирить их пыл), Богомилов решил подавать на закуску такое блюдо, которое бы стало для всех символом объединения. И вот, в меню трактиров появилось новое блюдо. Было это перед самым началом 1919 года.
Селедка под шубой
Любимая пролетариатом сельдь стала основным ингредиентом этого салата. Дополнением к ней были: крестьянский лук, морковь и картошка. Сверху все это укрывалось слоем свеклы. Кроваво-красного цвета она олицетворяла собой знамя революции. Заправкой к салату был западнический французский майонез, как напоминание о врагах советского государства.
Селедка под шубой
Патриотический салат был оценен посетителями трактиров. Они действительно стали менее агрессивны во время распития водки, и количество драк уменьшилось. Свой новый салат Анастас назвал так: «Шовинизму и Упадку – Бойкот и Анафема!». «Ш.У.Б.А.» — таким было его сокращение. Шло время, об авторе блюда уже никто не помнил, а заказывая салат в трактирах, его просто называли – «Селедка под шубой».
Селедка под шубой
Интересным считается тот факт, что на празднике «Дня селедки», который проходил в Музее Мирового океана (город Калининград) был приготовлен шедевр — «Селедка под шубой», весом 488 кг, длина которого составила 11,8 м. Эта «Селедка под шубой», как самая большая, стала одним из рекордов в книге Гиннесса.
Селедка под шубой

Часы Кулибина


Часы Кулибина
Все, кто увлекаются изобретениями, обязательно знают имя Ивана Кулибина. Хотя он был и самоучкой, это не помешало освоить в совершенстве часовое дело. Стремление к созданию различных механизмов началось у него именно с интереса к устройству часовых изделий. За всю свою жизнь Ивану удалось создать немало оригинальных изобретений, одним из которых и были знаменитейшие часы яйцевидной формы для Екатерины II, более известные, как часы Кулибина.
История их создания начинается в городе Нижний Новгород, где проживал сам Кулибин, и там же была его часовая мастерская. Во второй половине XVIII века мало кто мог позволить приобрести себе часы, поэтому работой Кулибин не был загружен. У него было вполне достаточно свободного времени, которое он мог посвятить реализации других изобретений.
Такая работа могла длиться еще очень долго, если бы не случай. Тогда Ивану Кулибину нужно было сделать ремонт часов губернатора Аршеневского, после чего слухи о его мастерстве распространились по округе. К нему стали приезжать со всех ближайших городов для починки часов. В тот же период времени Екатерина II собиралась прибыть с визитом в Нижний Новгород. Тогда-то Иван Кулибин и решил сделать императрице необычный подарок в форме эксклюзивных часов.
Часы Кулибина
После одобрения своего намерения губернатором, а также местным купцом Костроминым, он занялся работой. Конечно, еще до прибытия Екатерины в Нижний Новгород до нее дошли слухи о готовящемся подарке. Поэтому по прибытию в город она приказала показать этого часовщика. Кулибина доставили к императрице, но выяснилось, что закончить свою работу над часами он не успел. Чтобы сгладить неловкую ситуацию мастер стал с увлечением рассказывать о других своих изобретениях, таких как телескоп или микроскоп, и, заинтересовавшись, Екатерина простила его.
В том же 1769 году Иван Кулибин все-таки завершил работу над подарочными часами и в Петербурге лично вручил их императрице. Как не удивительно, но результат стоил того, чтобы подождала даже Екатерина II.
Часы Кулибина были размером не больше, чем гусиное яйцо, которое и напоминали по своей форме, причем с настолько сложным механизмом и конструкцией, что и в наши дни трудно повторить подобный шедевр, используя современные технологии. К тому же в работе сам мастер использовал собственное изобретение – микроскоп. И неудивительно, ведь в часах целых 427 мелких деталей!
В одной половинке открывающегося яйца размещаются механизмы хода и боя и еще музыкальная составляющая. Каждый полдень в часах раздавались мелодии собственного сочинения Кулибина для Екатерины II. В этом же шедевре мастер разместил целый кукольный театр в миниатюре, который способен разыгрывать коротенькие пьесы под играющую музыку.
Часы Кулибина
Екатерина была настолько поражена таким невероятным подарком, что после того, как Кулибин вручил ей часы, она предложила ему стать начальником механических мастерских в Академии наук. Благодаря этому Ивану Кулибину и удалось полностью раскрыть свои таланты и дать миру новый удивительный шедевр.
Кстати, сами часы Кулибина всегда можно увидеть в музее Эрмитаж.
часы "Павлин" в Эрмитаже
Кулибин дважды (в 1792 и в 1799) собирал знаменитые часы Павлин работы английского механика Джемса Кокса, которые постоянно экспонируются в павильонном зале малого Эрмитажа. 
Проект деревянного моста И. Кулибина
Прототип современного прожектора, созданный Кулибиным.
Трехколесное чудо механика Кулибина
Памятник Ивану Кулибину в Нижнем Новгороде


История зубной щетки

Умывание и чистка зубов – это обязательная гигиеническая процедура, которую должен совершать по утрам и вечерам каждый цивилизованный и уважающий себя человек. Эти навыки мы воспитываем в своих детях с раннего возраста. Ни для кого не секрет, что в здоровье нашего организма зубы играют немаловажную роль. Об этом знали еще наши предки, а значит, появлением первой зубной щетки мы обязаны им.
История зубной щетки
История зубной щетки начинается с давних времен. В процессе раскопок археологи множество раз находили приспособления человечества, используемые для очищения зубов. Это является лишь подтверждением того, что забота людей о гигиене полости рта осуществлялась всегда. В самом начале для чистки зубов люди применяли простые палочки, один конец которых был заострен, а другой размочален. Острый кончик был нужен для того, чтобы очищать рот от остатков пищи (принцип зубочистки), а налет с зубов помогал снимать второй край (грубые волокна дерева), который надо было жевать.
История зубной щетки
О первых таких зубочистках стало известно после нахождения их в гробницах Египта. Некоторые народы и по сей день чистят зубы таким образом. В основном это племена, территория проживания которых — современная Африка. Изготавливают такие палочки чаще всего из коры сальвадоры, которая обладает свойствами убивать микробы и укреплять десны. Также, зубочистками пользовалось население Древнего Китая, Индии, Ирана. Для их изготовления применяли мастиковое дерево, бронзу и золото.
История зубной щетки
Впервые упоминания о современной щетке можно встретить в летописях IV- III столетий до н. э. В то время это были зубные веники, созданные из расщепленных веточек. Появление первой зубной щетки приходится на июнь 1498 года. Родиной ее считается Китай. Ручки для щеток делали из бамбука или кости, а для изготовления щетинки — брали свиную шерсть, которая становилась жестче при холодном климате. Поэтому, когда щетка «прибыла» в Европу, ее материал не особо понравился жителям этих стран. Европейцы отдали предпочтение конскому волосу, который и стали применять в изготовлении своих щеток.
История зубной щетки
При царе Иване Грозном пользовались палочками, на кончиках которых крепились пучки щетины, называли их – зубные метлы. После выдвинутого предположения Луи Пастером о том, что причиной многих болезней могут стать болезнетворные микробы, для которых влажность, остававшаяся на щетке — это благоприятная среда для развития, было решено, что для здоровья зубов пользоваться ими довольно-таки небезопасно.
История зубной щетки
И вот, изготовителем первых в истории зубных щеток становится английская фирма Аддис. Уже в 1840 году производство щеток начинается в Германии и Франции. Поставщиками щетины для их изготовления становятся Россия и Китай.
История зубной щетки
В 1938 году на замену натуральной щетины пришли синтетические волокна. Слишком жесткие поначалу, они ранили десны, и поэтому подверглись усовершенствованию (1950 год). Компания DuPont стала новым производителем. В 1938 году в Швейцарии была произведена первая щетка, работающая от электричества, но в продаже она смогла появиться только лишь в 60-е годы. Появление устройства, питающегося не от сети, а энергией от встроенного аккумулятора приходится на 1961 год. Зубная щетка с крутящейся головкой появляется чуть позже.
История зубной щетки
Говоря о технологии по производству зубных щеток можно сказать то, что одна разработка опережает другую. Радуют нас особенно японские изготовители. Так сотрудникам фирмы Panasonic пришла в голову идея о создании щетки с видеокамерой, чтобы дать возможность пользователю видеть все труднодоступные участки и хорошенько их почистить. Выделив зубную щетку из всех научных изобретений, сделанных человеком, американцы водрузили ее на пьедестал (январь 2003 г.), считая, что сегодняшняя жизнь без нее невозможна.


Рубин Тимура

Рубин Тимура

На планете существует огромное количество драгоценных камней и изделий из них, поражающих своей красотой. Одним из них является известнейший «Рубин Тимура», именно под этим названием он знаком жителям Европы. В восточных странах этот камень носит название «Дань Мира». Как и со многими другими драгоценностями, с камнем связано много интересных загадок и путаниц. Например, не всем известно, что на самом деле «Рубин Тимура» — это совсем не рубин, а редчайший минерал шпинель. Он считается лишь родственником этого драгоценного камня. «Рубин Тимура» весом 352 карата является крупнейшим из шпинелей, известных людям. У шпинели индийские корни. Первоначальная грубая огранка камня похожа на технику работ индийских мастеров 5 столетия до н.э.
Известность к камню пришла в середине XIX века. Когда в компании трех достаточно крупных аналогичных камней его использовали при создании ожерелья для королевы Виктории, которое ей хотели преподнести директоры Ост-Индийской фирмы. Это и, правда, был подарок достойный королевской особы. Вместе с «Рубином Тимура» использовались три шпинеля весом 34 — 94 карат. Ценность и редкость камней были настолько уникальны, что уже в 1851 году в компании решили не делать их огранку и использовали в необработанной форме. Именно благодаря этому факту ювелиры впоследствии смогли установить, что в драгоценном украшении был «Рубин Тимура», который считали утерянным. Это подтвердили при помощи нанесенных на камне писем.
Рубин Тимура
Когда-то камнем владел восточный завоеватель Тимур, которого мы знаем как Тамерлана. Камень «Рубин Тимура» попал к нему в 1398 году, когда Тамерлан захватил Дели. В 14 веке он вводил в оцепенение всю Азию и Ближний Восток. Тамерлан принес много бед в свое время. Китай от его захвата спасла только смерть завоевателя.
После Тамерлана камнем владели многие цари различных персидских династий. Кто-то из них пытался увековечить свое имя на украшении, причем, поверх предыдущих владельцев, чтобы стереть память о былых правителях.
Но на этом история «Рубина Тимура» не заканчивается. Он попадает в руки правителей династии Великих Монголов. Одним из них, согласно надписи на камне, был создатель Тадж-Махала, известный Шах-Джехан.
Затем «Рубин Тимура» был захвачен солдатами Ост-Индийской компании. Произошло это в 1849 году в Лахоре. Кстати, в то время камень не опознали. Его долго хранили в сокровищницах Великобритании до тех пор, пока ювелирами не были изучены надписи, которые оставляли на нем его владельцы. Так и открылась вся правда.
Рубин Тимура
Ходят слухи, что сейчас «Рубин Тимура» продан некоему кувейтскому шаху по имени Насер ас-Сабах, и больше не является собственностью британской короны.




Бриллиант «Надежда»

Бриллиант «Надежда»
Многим поклонникам фильма «Титаник» интересно знать, было ли на самом деле бриллиантовое колье «Сердце океана»? Прототипом этого украшения был драгоценный камень «Надежда» («Хоуп», «Hope Diamond»).
Этот бриллиант один из самых роскошных и дорогих украшений в мире. Его особенными характеристиками являются огранка в форме «подушки», необыкновенный синий цвет, размер 25,6х21,78х12 мм и вес 45,52 карата.
Алмаз «Надежда» был добыт в Индии в копях Коллур купцом из Франции Жан-Батистом Тавернье, а после вывезен из страны контрабандой. До этого камень использовался в языческих ритуалах местных дикарей, в обряде жертвоприношения в начале людей, а потом животных в течение пяти столетий. В XVI веке его поместили в храме в голову статуи богини Ситы. К купцу алмаз попал в треугольном виде весом 150 карат. В Европе его называли проклятым.
Бриллиант «Надежда»
Когда будущий бриллиант «Надежда» попал в руки Людовика XIV, он приказал сделать переогранку и поместить его в золотой кулон, при этом камень уменьшился на 67,5 карат. При Людовике XV драгоценный камень находился в ордене «Золотое Руно», а позже был инкрустирован во французскую корону и стал называться «Голубой алмаз французской короны». Одна из частей, оставшихся после его огранки, имеется в Алмазном фонде в России.
В 1972 алмаз «Надежда» пропал и появился через несколько десятков лет. Новым его владельцем стал аристократ из Англии Генри Филип Хоуп. Огранка и вес алмаза к этому моменту опять изменились, поэтому его и не сразу узнали.
С этим камнем связано много темных историй, и считается, что бриллиант приносит горе своим обладателям. Об этом свидетельствует и жизнь последней хозяйки алмаза Эвелин Уолш Маклин, которая прожила очень трудную жизнь, с трагедиями и множеством смертей.
Бриллиант «Надежда»
После ее кончины бриллиант «Надежда» на торгах приобрел Гари Уинстон. Он передал его в музей Смитсоновского института, расположенного в Вашингтоне, в 1958 году. Там же он находится и сейчас.
В 2010 году, к 50-летнему юбилею нахождения камня в музее, его вынули из оправы и поместили на некоторое время в новую, которая была из трех рядов багетов, состоящих из белых бриллиантов с огранкой в форме прямоугольника. Затем его возвратили в старую подвеску, которая состоит из шестнадцати белых бриллиантов и имеет историческую ценность.

История флага России

История флага России
История государственного флага России начинается несколько столетий назад. В момент появления его цвета не означали вообще ничего. Россия не имела своего государственного флага до XVII века. Он появился только во времена правления Алексея Михайловича (1629-1676). События, этих лет напрямую связаны с рождением российского флота.
По указанию царя в 68 году XVII века инженером Давидом Бутлером в России был построен первый военный корабль, получивший название «Орел». И вот тут возник вопрос относительно флага (каким он должен быть), ведь на всех судах западных стран было принято ходить под флагом. По приказу царя совета спросили у Бутлера о том, как у него на родине обстоят с этим дела. На что получили ответ, что с 1630 года флаг Нидерландов – это полотно, состоящее из 3-х горизонтальных полос, имеющих равную ширину. Верхняя полоса — красного цвета, средняя – белого, а нижняя – синего цвета.
История флага России
Поразмыслив, Алексей Михайлович приказал заказать для своего полотнища соответствующие ткани. Но полосы на русском флаге было решено разместить иначе: белая полоса – наверху, затем синяя, внизу – красная. Возможно, решение государя стало таким оттого, что ему было не по нраву то, как цвета голландского флага повторяли расцветку герба московского.
«Флаг царя Московского» использовался на кораблях и при царствовании Петра I (с 1672 по 1725 г.), которым была продолжена традиция, начатая его отцом. По прошествии 30 лет (в 1712 г.) вышел указ, в котором было предписано, что все военные корабли должны ходить под флагом Андрея Первозданного. А полотно с бело-сине-красными полосками с тех пор поднималось только на судах гражданских.
История флага России
В Петровскую эпоху белый цвет был символом свободы, синий оттенок – принадлежал Богородице, красный – обозначал силу русской державы. Но официально флаг утвержден не был. Сделали это лишь в середине XIX века, однако о классическом триколоре речь не шла.
Барон Бернгард Кене, бывший в те годы (1817-1886) председателем геральдической палаты Российской империи, предложил для флага подобрать цвета, соответствующие геральдическим цветам российского герба (желтый, черный, белый). В 1858 году идея получила благословение императора Александра II (1818-1881). Однако общество не одобрило данное нововведение, так как новый флаг имел большое сходство с австрийским.
И поэтому, императором Александром III в качестве государственного в 1883 году, был установлен флаг, полотно которого было бело-сине-красное. Теперь трактовка его цветов, принятая во времена Петра I, стала официальной. Флаг же черно-желто-белый стал флагом семьи Романовых (династический). Большевики, придя к власти, сменили его на полотнище красного цвета. В 1918 году, согласно Конституции, в верхнем левом углу флага появились буквы – РCФCР.
История флага России
После создания СССР (30 декабря 1922 г.) на новом флаге страны, закрепленном Конституцией от 1924 года, представляющим собой красное полотнище прямоугольной формы (1:2), были изображены серп и молот (у древка в верхнем углу), а над ними — красная 5-конечная звезда. Все обрамлялось золотой каймой.
В итоге флагом страны стал образец 1918 года. В 1954 году на флаге СССР слева появилась вертикальная голубая полоса, ставшая символом того, что советский народ покорил морскую и воздушную стихии. В 1991 году, после путча, по решению Верховного Совета РСФСР, государственным флагом России стал бело-сине-красный триколор.
История флага России
7 атрибутов русского царя

Атрибутикой царской власти подчеркивалась мощь и богатство государства Российского: золотое убранство дворцовых палат, изобилие драгоценных камений, масштабность сооружений, грандиозность церемоний и множество предметов, без которых не мыслим ни один русский царь.



Золотой шар, увенчанный крестом или короной, - держава - впервые была использована в качестве символа русского самодержавия в 1557 году. Проделав долгий путь, держава пришла к русским монархам из Польши, впервые приняв участие в церемонии венчания Лжедмитрия I. В Польше, заметим, держава именовалась яблоком, являясь библейским символом познания. В русской христианской традиции держава символизирует Царство  Небесное. С момента правления Павла I держава представляла собой синий, увенчанный крестом, яхонтовый шар, усыпанный бриллиантами.


Атрибутом русской власти скипетр стал в 1584 году во время венчания на царство Федора Иоанновича. Так появилось понятие «скипетродержатель». Само же слово «скипетр» - древне-греческое. Считается, что прообразом скипетра был пастушеский посох, который в руках архиереев наделялся символизмом пастырской власти. С ходом времени скипетр не только был существенно укорочен, но и своим оформлением уже мало походил на скромный пастушеский посох. В 1667 году скипетр появился в правой лапе двуглавого орла – государственного герба России.


Трон, или престол, - один из важнейших символов власти, сначала княжеской, потом царской. Подобно крыльцу дома, которое создавали для всеобщего любования и восхищения, с особенным трепетом подходили и к созданию трона, при этом обычно их делали несколько. Один устанавливали в Успенском соборе Московского Кремля – этот трон участвовал в церковной процедуре миропомазания самодержца. Другой – в резных палатах Кремля. На этот престол царь садился после светской процедуры принятия власти, на нем он также принимал послов и влиятельных лиц. Существовали еще и «мобильные» троны – они путешествовали с царем и появлялись в тех случаях, когда надо было максимально убедительно представить царскую власть.


«Шапка золотая» упоминается во всех духовных грамотах, начиная с момента правления Ивана Калиты. Символ-корона российского самодержавия был предположительно изготовлен восточными мастерами в конце XIII – начале XIV века и подарен византийским императором Константином Мономахом своему внуку Владимиру. Последним царем, который примерял реликвию, стал Петр I. Некоторые исследователи утверждают, что шапка Мономаха является не мужским, а женским головным убором – под меховой оторочкой, якобы, остались приспособления для височных украшений. Да и изготовлена была шапка спустя 200 лет после смерти Владимира Мономаха. Что ж, даже если история появления этого атрибута царской власти – всего лишь легенда, это не помешало ему стать образцом, по которому изготавливались все последующие царские венцы.


Обычай носить оплечья, или бармы, пришел на Русь из Византии. Там они являлись частью парадных одеяний императоров. По преданию, бармы прислал для Владимира Мономаха византийский правитель Алексей I Комнин. Летописное упоминание барм относится к 1216 году – расшитые золотом оплечья носили все князья. С середины XVI века бармы становятся непременным атрибутом царского венчания на царство. С золоченого блюда в алтаре их в определенный момент подавали митрополиту епископы, которые, в свою очередь, получали их от архимандритов. После троекратного целования и поклонения, митрополит возлагал благословенные крестом бармы на царя, после чего следовало возложение венца.


По обе стороны от трона всяк входящий мог видеть двух рослых красавцев, царских оруженосцев и телохранителей - рынд. Они были не только эффектным «атрибутом» на церемониях приемов иностранных послов, но и сопровождали царя во время походов и поездок. Облачению рынд можно позавидовать: горностаевые шубы, сафьяновые сапоги, песцовые шапки… Место по правую руку было почетнее, отсюда и пошло понятие «местничество». Борьбу за почетное звание царского рынды вели молодцы самых лучших фамилий.



Первой известной печатью XII века, вырезанной из металла, стал оттиск князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода. К XVIII веку русские цари пользовались печатями-перстнями, настольными оттисками и печатями-подвесками. Маленький вес последних позволял носить их на шнурке или на цепочке у пояса. Печати резались по металлу или из камня. Чуть позже излюбленным материалом становится горный хрусталь и его разновидности. Интересно, что с XVII века стали производить печати со съемной легендой – текстом, что позволяло новому царю использовать печать своего предшественника. В конце XVII века русские цари имели более двух десятков различных печатей, а печать европейского гравера Иоганна Гендлингера с могучим двуглавым орлом служила российским монархам более века, вплоть до конца правления Николая I.

http://russian7.ru/2013/04/7-atributov-russkogo-carya/


Трон Ивана Грозного

Трон Ивана Грозного
Испокон веков мощь и богатство Российского государства символизировали семь атрибутов: шапка Мономаха, яблоко самодержавное (держава), скипетр, оплечья, рынды (телохранители), царская печать и, конечно, трон.
Среди русских тронов одним из самых древних считается украшенный искусной резьбой по слоновой кости трон царя Ивана IV Грозного. Он представляет собой высокое деревянное кресло с подножием. Трон облицован пластинами из слоновой кости, на которых вырезаны изображения, олицетворяющие деяния библейского царя Давида, а также мифологических животных.
Трон Ивана Грозного
Существует легенда, согласно которой трон появился на Руси из Византии благодаря второй жене Ивана III Софье Палеолог. Она привезла его в качестве подарка на венчание родителей Ивана IV — Елены Глинской и Василия III.
Письменным подтверждением этой гипотезы служит произведение Сигизмунда фон Герберштейна под названием «Записки по московитским делам», где автор описывает свою встречу с Василием III, во время которой последний восседал на троне из слоновой кости. То есть, если верить фон Герберштейну, задолго до венчания на царство Ивана Грозного этот трон был в московском Кремле.
Трон Ивана Грозного
Однако существует и иная версия, по которой «стул костяной» был преподнесен в качестве подарка именно Ивану IV, поскольку именно ко времени его правления относятся документы с упоминанием трона из слоновой кости. Возможно, что именно поэтому он и носит название «Трон Ивана Грозного».
Трон Ивана Грозного
Нет единодушия среди ученых и о создателях этого трона, поскольку в середине XVII века московскими мастерами была проведена его реставрация с заменой сломавшихся пластин новыми. Основываясь на изображениях, часть специалистов считает, что трон был изготовлен европейскими мастерами, но и тут мнения расходятся. Кто-то относит их к творениям итальянских мастеров, другие – немецких. Некоторые же ученые полагают, что это дело рук византийских умельцев.
Трон Ивана Грозного
Трон царя Ивана Грозного с резьбой по слоновой кости является первым документально подтвержденным на Руси. До этого князья и цари восседали на тронах из дерева, обитых золотом и украшенных драгоценными камнями. Однако и ремесленники русского севера с успехом занимались резьбой по кости. Так в 1245 году папский нунций Иоганн Плано Карпини в своем отчете писал, что, будучи на курултае в честь избрания хана Гуюка Золотой Ордой, видел взятого в плен русского мастера Кузьму и роскошный резной трон для молодого хана, сделанный им, украшенный золотом и драгоценными камнями. Искусная резьба по кости и богатство отделки поразили папского посланника, повидавшего немало творений итальянских мастеров.