100 лет анимации в России.
Из киноафиши 8 апреля 1912 года: «Средневековая драма, разыгранная ЖУКАМИ!!! Новость в области кинематографии! Жуки влюбляются, страдают, ревнуют, фехтуют, воюют друг с другом, танцуют, палят из пушек, бомбардируют и разрушают замок!».
Сегодня – 8 апреля – в нашей стране отмечается День российской анимации, которая в 2012 году отметила своё 100-летие. Точнее – 100-летие со дня первой официальной анимационной премьеры в России. Именно (26 марта) 8 апреля 1912 года состоялась премьера первого отечественного мультипликационного фильма – «Прекрасная Люканида». Широкая публика впервые в истории увидела анимационную картину. Это была биолога Владислава Старевича про несчастную любовь из жизни насекомых. Кукольная анимация В.Старевича имела огромный успех и не только на Родине, но и за рубежом.
В.Старевич
Для своего времени это был прорыв в мировом анимационном искусстве. Мультфильм поразил зрителей именно своей техникой – многие из них были уверены, что смотрят уникальные натурные съемки и мастерство дрессировщика насекомых, а не рукотворные модели.
И сегодня эта дата считается Днем рождения российской анимации. С тех пор российская, а затем и советская анимационная школа завоевала в мировом анимационном искусстве твердые позиции, в ней работали и работают выдающиеся мастера, чьи работы вошли в золотой фонд мировой мультипликации и сегодня продолжают радовать нас. Кстати, в истории не так много игровых фильмов, которые могли бы соревноваться с «мультиками» в долголетии и «преданности» зрителей.
Критика тех лет писала: «На последнем просмотре привлекла общее внимание и вызвала восторг одна кинематографическая вещица под названием «Люканида». Разыгрывается жуками целая потрясающая драма с романом и кровопролитной войной и даже поэзией. Картина настолько необычна, настолько нова и оригинальна по замыслу, что ставит в тупик даже специалистов кинематографического дела. Успех картине можно предсказать из ряда вон выходящий».
Правда, в истории анимации есть один нюанс, не меняющей общее положение дел, но заслуживающий упоминания. За несколько лет до Старевича с кукольной мультипликацией начал экспериментировать балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев. Запад тоже не дремал: примерно в то же время — в августе 1908-го — состоялась премьера «Фантасмагории» французского художника-карикатуриста Эмиля Коля. Однако, несмотря ни на что, в России пальма первенства принадлежит «Люканиде»:
— Так же, как рождение Москвы мы отсчитываем с первого упоминания в летописи, хотя, естественно, город существовал и раньше, рождение анимации началось именно с первого публичного показа, — комментирует историк анимации Георгий Бородин.
Что же дало искусство анимации человечеству? «Меньше всего для меня мультипликация — кинематограф, — рассказывает в своей книге «Снег на траве» Юрий Норштейн, чьи «Сказка сказок» и «Ежик в тумане» были признаны лучшими анимационными фильмами всех времен и народов. — Мультипликация — это тайны сознания и чувства, помещенные на пленку... Чувства, отразившись от натуральной материи, превращая ее в метафору, — обязательное условие любого творчества, в мультипликации — основное».
За сотню лет российская анимация обогатилась десятками классических и экспериментальных техник — мультфильмы рисуют, лепят, гнут из проволоки, ажурно вырезают из бумаги, рисуют песком и чаем с кофе — и длинным перечнем громких имен режиссеров и художников. В советские годы в народе укоренилось мнение, что мультфильмы — развлечение несерьезное, больше подходящее для детишек. Мудрые режиссеры (как и детские писатели тех лет) умело пользовались этим заблуждением цензоров-чиновников, тихо творя свое изысканное и глубокое искусство. Так появились остросатирические и социальные мультфильмы Федора Хитрука «Человек в рамке» и «История одного преступления», «Жил-был Козявин» и «Стеклянная гармоника» Андрея Хржановского и многие-многие другие.
Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/3234/
© Calend.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.