Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 27 января 2015 г.

Биография Татьяны Савичевой

23 января 2015 года исполнилось 85 лет со дня рождения Тани Савичевой, ленинградской школьницы, автора дневника блокадного Ленинграда.

Таня Савичева — ленинградская школьница, которая в условиях блокады Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) вела краткие записи о том, как на ее глазах умирали ближайшие родственники.
Ее дневник отразил судьбу тысяч семей, погибших в осажденном городе.
Татьяна Николаевна Савичева родилась 23 января (по другим источникам 25 января) 1930 года в селе Дворищи под Гдовом Ленинградской области (ныне в Псковской области), выросла в Ленинграде. Она была пятым и самым младшим ребенком в семье. У нее было две сестры — Евгения (1909 года рождения) и Нина (1918 года рождения) — и два брата — Леонид (1917 года рождения) и Михаил (1921 года рождения).
В 1936 году умер отец Тани. Он был мастером хлебопечения. Все заботы о семье легли на плечи матери, которая работала мастером-надомником в швейной артели и была одной из лучших вышивальщиц.
Семья Савичевых вместе с бабушкой по материнской линии жила в квартире на первом этаже дома, находящегося на 2-й линии Васильевского острова в Ленинграде. В этом же доме этажом выше жили два дяди Тани Василий и Алексей (братья отца).


К началу Великой Отечественной войны сестры Тани Нина и Женя работали вместе на Невском машиностроительном заводе имени Ленина (Женя — в архиве, а Нина — в конструкторском бюро), брат Леонид служил строгальщиком на Судомеханическом (Адмиралтейском) заводе, а Михаил, окончив фабрично-заводское училище, работал слесарем-сборщиком.
В конце мая 1941 года Таня Савичева окончила третий класс школы. Летом вся семья собиралась отдохнуть у родственников в селе Дворищи, но к 22 июня 1941 года туда успел уехать в отпуск только брат Михаил. Узнав о начале войны, Савичевы решили остаться в городе и помогать армии. Брата Тани Леонида в армию не взяли из-за близорукости, и он остался работать на заводе.
Ее сестра Женя работала на предприятии, выпускающем корпуса мин, сдавала кровь для раненых. Нина была мобилизована на оборонные работы. Дяди Тани несли службу в ПВО.
Таня, как и все ленинградские дети, в те дни помогала очищать чердаки от мусора, собирала стеклянную тару для зажигательных бутылок.
От брата Михаила с начала войны не было вестей. Со временем Савичевы стали считать его погибшим, не зная, что он попал в партизанский отряд.
Первой из семьи Савичевых умерла Женя. Это случилось 28 декабря 1941 года. С этого момента Таня стала записывать даты смерти своих родных в записную книжку сестры Нины.
Записная книжка была наполовину заполнена Ниной данными, необходимыми для ее работы, а другая половина этого самодельного справочника, с алфавитом, оставалась чистой. Этой незаполненной алфавитной части записной книжки и суждено было стать скорбным дневником, в котором синим карандашом сестры Таня делала записи.
Когда 25 января 1942 года от дистрофии умерла бабушка, Таня сделала запись об этом на странице с буквой "Б".
В феврале пропала сестра Нина. Она была направлена прямо с работы в строительный батальон на Ладогу, а затем эвакуирована на Большую землю, не успев предупредить родных. Савичевы посчитали Нину погибшей. В марте не стало брата Леонида (Леки). Об этом Таня записала в блокноте на букву "Л".
Один за другим умерли ее два дяди. Последней умерла мама Тани — 13 мая 1942 года.
После этого девочка сделала последнюю запись "Савичевы умерли все. Осталась одна Таня".
После смерти матери Таня прожила некоторое время у дальней родственницы, которая взяла опекунство над ней и перевезла в свою комнату на хранение многие вещи Савичевых. Девочка была очень слаба, дистрофия прогрессировала. В начале июля 1942 года родственница, сложив с себя опекунство, оформила Таню в детский дом, который готовился тогда к эвакуации в Горьковскую область (ныне Нижегородская область). Эшелон, в котором находились ленинградские дети, неоднократно попадал под бомбежки, и только в августе 1942 года прибыл в село Красный бор Шатковского района Горьковской области. По состоянию здоровья Таня была самой тяжелой больной из всех привезенных детей. У нее у единственной был обнаружен туберкулез.
В начале марта 1944 года Таню отвезли в расположенный в этом же районе Понетаевский дом инвалидов, где было лучше питание и более квалифицированное медицинское обслуживание. Но болезнь уже была неизлечимой.
24 мая 1944 года Таню перевезли в Шатковскую районную больницу, но прогрессирующие дистрофия, цинга, нервное потрясение, костный туберкулез, которым она переболела в раннем детстве, сделали свое дело. 1 июля 1944 года она умерла в возрасте 14 с половиной лет с диагнозом "туберкулез кишечника". Ее похоронили на сельском кладбище.
Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли. Ее брат Миша, ушедший в партизаны, в январе 1944 года в одном из боев был тяжело ранен, долго был прикован к постели. В сентябре 1944 года уехал в шахтерский город Сланцы Ленинградской области, работал там на почте.
Летом 1944 года сестра Нина была командирована в Ленинград. Не зная о судьбе своей семьи, она пришла к дальней родственнице, которая отдала ей старую записную книжку, ставшую дневником Тани. Из нее Нина узнала о смерти почти всех родных.
Нина и Михаил наводили справки, пытаясь отыскать след Тани, но долго ничего не знали о ее судьбе. Много лет спустя была найдена санитарка больницы, в которой умерла Таня. Она и показала место, где была захоронена девочка.


Дневник Тани Савичевой стал одним из символов Великой Отечественной войны и стал одним из вещественных доказательств на Нюрнбергском процессе.
В мае 1972 года на могиле Тани был открыт памятник, который запечатлел в металле страницы ее блокадного дневника на красной кирпичной стене, символически изображающей разрушенное здание. Памятник построили школьники Шатковского района на заработанные деньги.



Позже могилу Тани Савичевой посетила Эдита Пьеха, которая стала инициатором сбора средств на сооружение в Шатках нового памятника, который был открыт в 1981 году. Надгробие включило в себя две плиты из серого и коричневого гранита и бюст Тани Савичевой.
7 мая 2010 года в поселке Шатки Нижегородской области был открыт мемориальный комплекс "Тане Савичевой и детям войны посвящается".

Тане посвящены стихи, памятники, о ней сложены песни, ее именем в 1971 году названа одна из малых планет Солнечной системы, № 2127.
Подлинник дневника Тани Савичевой хранится в Музее истории Санкт-Петербурга, фотокопия экспонируется в одном из павильонов Пискаревского кладбища. Танины записи воспроизведены на стенах мемориального комплекса "Цветок жизни", открытого в 1968 году на третьем километре блокадной "Дороги жизни" под Санкт-Петербургом и посвященного всем детям, погибшим в блокадном кольце.
Копии дневника (художественные, либо фотографические) экспонируются во многих музеях (городских и сельских — государственных, общественных, ведомственных, школьных). О нем знают в разных странах; он помещен в многочисленные отечественные и зарубежные книжные издания, был представлен в экспозициях на выставках в Японии и Великобритании, Швеции и США, Италии и Германии, Китае и многих других государств.




Блокада языком цифр

Бомбоубежище

Бомбоубежище. 


 Карточки на хлеб сентябрь 1941
Карточки на хлеб сентябрь 1941. ©Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда

Хлеб. 125 граммов.

Хлеб. 125 граммов. ©Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
Горожане у репродуктора на углу Невского пр. и Малой Садовой ул.

Горожане у репродуктора на углу Невского пр. и Малой Садовой ул. ©Музей Дома радио
Мина «Кошка», 76 мм артиллерийский снаряд.

Мина «Кошка», 76 мм артиллерийский снаряд. 
Улица города после артобстрела

Улица города после артобстрела. ЛенТАСС. 1941-1943 гг. ©Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
Раненный ребенок в больнице

Раненный ребенок в больнице. 1943 г.(фото Г.Ф. Коновалов) 
Уличный плакат. 1941 г

Уличный плакат. 1941 г.©Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда 
  • Зимой 1941 года в городе находилось 2 миллиона 544 тысячи человек том числе 400 тысяч детей). В пригородных районах находилось 343 тысячи человек.
  • К середине августа 1941 года были сформированы подразделения МПВО, насчитывавшие в своих рядах 362 тысячи человек. Было сформировано 10 дивизий народного ополчения, 7 из которых стали кадровыми.
  • За зиму 1941-1942 гг. и весну 1942 года на фронт ушло свыше 100 тысяч ленинградцев.
  • Дорога Жизни:
    1941-1942 гг. – ледовая дорога работала 152 дня  (за это время из города было эвакуировано 550 тысяч ленинградцев); навигация 1942 года – эвакуировано 540 тысяч человек; 1942-1943 гг. – ледовая дорога работала 101 день (эвакуировано 89 тысяч человек). Всего за период блокады из города были эвакуированы 1,3 миллиона человек.
  • Наличие основных продуктов питания на 12 сентября 1941 года:
    Хлебное зерно и мука – 35 суток;
    Крупа и макароны – на 30 суток;
    Мясо и мясопродукты – на 33 дня;
    Жиры – 45 суток;
    Сахар и кондитерские изделия – на 60 суток.
  • Нормы выдачи хлеба с 18 июля по конец сентября 1941 года:
    рабочим – 800 граммов;
    служащим – 600 граммов;
    иждивенцам и детям – 400 граммов.
  • Нормы выдачи хлеба с 1 октября по 13 ноября 1941 года:
    рабочим – 400 граммов;
    служащим – 200 граммов;
    иждивенцам и детям – 200 граммов.
  • Нормы выдачи хлеба с 20 ноября по 25 декабря 1941 года:
    рабочим – 250 граммов,
    служащим и членам их семей – 125 граммов;
    личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии – 300 грамм.
    Такие нормы привели к резкому скачку смертности от голода – за декабрь 1941 года умерло около 50 тысяч человек.
  • В конце декабря 1941 года нормы выдачи хлеба были повышены до 350 граммов рабочим и до 200 граммов остальным жителям города (приэтом до 60% хлеба составляли практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки). Все остальные продукты почти перестали выдаваться.
  • В феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составили:
    рабочим – 500 граммов;
    служащим – 400 граммов;
    иждивенцам и детям – 300 граммов.
  • Число жертв голода стремительно росло − каждый день умирало более 4000 человек. Были дни, когда умирало 6−7 тысяч человек. Мужчин умирало больше, чем женщин (на каждые 100 смертей приходилось примерно 63 мужчины и 37 женщин). К концу войны женщины составляли основную часть городского населения.
  • В январе-феврале 1942 года в городе умирали ежемесячно примерно 130 000 человек, в марте умерло 100 000 человек, в мае − 50 000 человек, в июле − 25 000 человек, в сентябре − 7000 человек.
  • В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей.
    В июне 1941 года в городе было 600 тысяч радиоточек, около 90 тысяч радиоприемников индивидуального и коллективного пользования, на предприятиях имелось 48 радиоузлов с 11 853 радиоточками.
  • Средняя температура в декабре 1941 года составляла минус 12-15 градусов, иногда опускаясь до минус 20 градусов. В январе среднемесячная температура составила минус 19 градусов. В течение 8 январских дней термометр показывал минус 30 градусов и ниже.
  • В сентябре-декабре 1941 года фашистская артиллерия выпустила по Ленинграду свыше 30 тысяч снарядов.
  • Осенью 1941 года на предприятиях города было изготовлено 39 реактивных минометных установок, на базе которых на Ленинградском фронте был сформирован реактивный минометный полк. Во втором полугодии 1941 года предприятия произвели 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов, свыше 5 тыс. полковых и противотанковых пушек, около 10 тыс. минометов, свыше 3 млн. снарядов и мин, более 80 тыс. реактивных снарядов и бомб.
  • В 1942 году:
    32 000 женщин и девушек служили медицинскими сестрами,
    600 000 детей и подростков постоянно работали на оборонительных сооружениях.
    Они выкопали 700 километров противотанковых рвов – одними лопатами и кирками.
    Они возвели 300 километров лесных завалов и построили 5000 блиндажей.
  • В 1942 году промышленность Ленинграда отправила на фронт 60 танков, 692 орудия, более 150 минометов и 2800 пулеметов, около 35 тысяч автоматов, до 1,7 млн. снарядов и мин.
  • 90 минут, пока 9 августа 1942 года звучала по радио «СедьмаяЛенинградская симфония» Дмитрия Шостаковича, были минутами полного затишья: не стреляла ни одна вражеская батарея, не прорвался к городу ни один немецкий самолет.
  • С 4 сентября по 30 ноября 1942 года врагом было сделано 272 обстрела общей продолжительностью 430 часов. В этот же период немецкая авиация совершила около 100 налетов.
  • В сентябре 1942 года из 2712 фашистских самолетов, участвовавших в налетах, прорваться в город удалось лишь 480, при этом 272 самолета были сбиты.
  • 17 августа 1943 года произошел самый длительный обстрел за все годы блокады, продолжительностью 13 час. 14 мин. В городе разорвалось более 2000 снарядов. За июль 1943 года средняя ежедневная продолжительность обстрелов составила 9 час. 14 мин.
  • 19 сентября 1943 года произошла самая тяжелая бомбардировка города – было сброшено 528 фугасных и 2 870 зажигательных бомб.
  • К концу 1943 года трудящиеся города частично или полностью ввели в действие 212 заводов и фабрик, выпускавших более 400 видов военной продукции.
  • К зиме 1943-44 годов 99 процентов жилых домов имели уже действующий водопровод. Было отремонтировано 350 тысяч квадратных метров уличных магистралей, на 12 маршрутах стали курсировать 500 трамвайных вагонов.
  • В январе 1944 года по городу было выпущено 1 482 снаряда. Из 881 дня блокады город подвергался варварским обстрелам 611 дней. На 1 квадратный километр городской территории пришлось в среднем 480 снарядов.
  • В 1944-1945 гг. ленинградцы проработали на стройках свыше 50 млн. часов, было введено в строй две трети разрушенного врагом жилого фонда.
  • В 1945 году в возрождающемся Ленинграде вновь пошли рейсовые автобусы, их было 116, и все из 1-го автобусного парка.
За время блокады:
  • от голода умерло по официальным данным – 641 тысяча горожан, по подсчётам историков – не менее 800 тысяч;
  • погибло от бомбёжек и обстрелов – около 17 тысяч жителей;
  • ранено около 34 тысяч жителей;
  • ленинградские доноры сдали 144 тысячи литров крови для спасения раненых;
  • фашисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллеристских снарядов;
  • были повреждены 30 тысяч промышленных зданий, цехов и участков, из строя выведено 840 промышленных предприятий, разрушено 44 километра водопроводных труб и 75 километров канализационной сети, 500 школ, 170 лечебных учреждений;
  • полностью уничтожена 8-я ГЭС, мощность которой составляла 200 тысяч киловатт;
  • было разрушено и сожжено 3 тысячи 174 здания, повреждено 7 тысяч 143 здания, 9 тысяч деревянных домов разобрано на топливо, – город лишился свыше 5 млн. кв. м. жилой площади;
  • пострадали 187 из 210 зданий, находившихся на государственном учете как памятники архитектуры, практически были уничтожены пригородные дворцы-музеи (за исключением Ораниенбаума).



Читаем Блокадную книгу

Фильм снят по книге Алеся Адамовича и Даниила Гранина "Блокадная книга". В 60-70-х годах прошлого века они записывали рассказы людей, переживших блокаду Ленинграда - это были честные и страшные рассказы о пережитом. Александр Сокуров пригласил сегодняшних петербуржцев самых разных профессий и возрастов - учеников школ и актеров, курсантов и продавцов, инженеров и докторов наук, а также доживших до наших дней свидетели тех событий в маленькую радиостудию, где они, перелистывая страницы "Блокадной книги", выбирали и читали вслух истории, поразившие их.

Документальный фильм (Россия, 2009).

Режиссер: Александр Сокуров
Звучит музыка из произведений П. Чайковского, М. Глинки, Ф. Листа, Д. Шостаковича, С. Рахманинова, Х. Зиммера, Р. Глиэра.

"Когда мы приступали к работе, то хорошо понимали сложность задачи, – рассказывает Александр Сокуров. – Чем больше мы погружались в материал, тем больше возникало убеждение, что сегодня разговор о человеческой порядочности, нравственности, о человечности абсолютно необходим. Мы приглашали людей в маленькую радиостудию и оставляли их наедине с "Блокадной книгой" Гранина и Адамовича. Они перелистывали ее страницы, выбирая и читая вслух собранные там истории ленинградцев-блокадников. Мы можем только догадываться, что именно чувствовал и думал каждый из них".

"Гранин и Адамович заканчивают свою книгу словами: 
"Мы завершили свою долгую работу со странным чувством, все с тем же неотступным вопросом: зачем, ради чего оживили мы этих давно ушедших людей, их давние муки и боль? Мы много раз отвечали себе на этот вопрос и до конца все же не знали ответа, но в одном мы утвердились: это надо было сделать. Все это было, и живущие люди должны об этом знать!" - говорит Александр Сокуров. - Теперь скажу от себя. Посмотрите на карту нашей страны. Огромное пространство. Многие десятки миллионов жителей. Север, юг, запад, восток. Везде – мы! И нет прошедшей истории, прошлое ходит вокруг нас кругами или как по спирали, становясь то ближе, то дальше. Но оно всегда рядом".

Фильм  был включен в официальную программу Венецианского фестиваля (2009) и позже был показан во многих странах мира. Использованы фрагменты фильмов "Венок памяти" (2004), "Порох" (1985). 


"Легче было умереть, чем выжить!", - говорят герои этой картины - жители блокадного Ленинграда. Это полные драматизма и величия человеческого духа свидетельства очевидцев.




Блокада... когда исцеляло только сострадание
Документальный фильм (Россия, 2014) 
Режиссер: Григорий Илугдин

"Легче было умереть, чем выжить!", - говорят герои этой картины - жители блокадного Ленинграда. Это полные драматизма и величия человеческого духа свидетельства очевидцев.
Автор также использует дневники медиков, хранящиеся в архивах Военно-медицинской академии. Это как личные записи врачей, медсестер, санинструкторов, так и официальные сводки станции скорой помощи.
По другую сторону линии фронта унтер-офицер вермахта Вольфганг Буфф тоже вел дневник, в котором описывал размер своих денежных накоплений и планы на будущее.
В фильме молодые петербуржцы размышляют о том, как бы они поступали, окажись они на месте блокадников.

http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/58973/episode_id/1166235/video_id/1126330/