Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 26 марта 2015 г.

Я тебя никогда не увижу... 
Я тебя никогда не забуду...



В мае 1812 года, на побережье Тихого океана, всего в 80 километрах от Сан-Франциско появилась русская крепость Форт-Росс.

Инициатором постройки южной русской фактории выступал граф Н. П. Резанов, один из учредителей и первый директор Российско-американской компании (РАК) — торгового объединения, созданного специально для освоения Аляски и Калифорнийского побережья.

97c535f01f1b94ba6d948764d0860eef

Граф настаивал на том, чтобы русское поселение было основано как можно южнее, и могло служить источником продуктов питания и потребной для дальнейшего освоения северных территорий амуниции. Понятно, что выращивать хлеб на самой Аляске невозможно, а перевозки всего необходимого из России слишком дорого обходились государству.

 (700x348, 47Kb)

Сам Резанов не дожил до дня закладки Калифорнийской фактории, он умер в 1807 году и  его план  о присоединении этой благой земли к России так и не смогли без него осуществить.  Российская казна доходов от форта не получала, одни убытки и  сверху пришел указ: продать Форт-Росс. Через тридцать лет в 1842 году Форт Росс был продан Саттеру, а позже не стало и русской Аляски.


Памятник графу Резанову в Красноярске. Установлен в 2007 году

Путешествие  Николая Резанова в далекую Русскую Америку и романтическая любовь графа к дочери губернатора Сан-Франциско воистину стали легендой. В июле 1981 года  в столичном Ленкоме состоялась премьера рок-оперы «Юнона и Авось» о любви Резанова и  Консепсьон де Аргуэльо, которую  называют Кончитой. История любви графа и испанки стала культовой. Но какова была цена той любви?

 (500x395, 52Kb)

В 1805 году граф Н.П. Резанов получил приказ провести инспекцию русских поселений на Аляске. Прибыв в столицу Русской Америки Ново-Архангельск, Резанов застал русскую колонию в ужасающем состоянии. Поселенцы просто пухли с голоду и постепенно вымирали, так как продукты им доставлялись через всю Сибирь и далее морем, через Берингов пролив.

Резанов купил у американских купцов судно «Юнона», полное продуктов, и отдал их поселенцам. Но до весны этих продуктов не хватило бы, поэтому Резанов приказал построить еще одно судно, «Авось». После постройки отправился на этих кораблях на юг, в Калифорнию, чтобы установить торговые отношения с испанцами, которым в то время принадлежала Калифорния, и заодно пополнить запас продуктов.


Форт Росс

Здесь, собственно, и начинается история любви графа, а может быть история мифа об этой великой любви, получившей бессмертие . И вот два корабля с оголодавшей, шатающейся от цинги русской командой отошли к югу от Русской Америки  и через месяц достигли залива Сан-Франциско.

По прибытии в Калифорнию Резанов совершенно покорил придворными манерами коменданта крепости Хосе Дарио Аргуэльо и очаровал его дочь — пятнадцатилетнюю Консепсьон и сделал ей предложение. Сказал ли 15-летней девочке таинственный и прекрасный 42-летний чужестранец, что был женат, да вот уже 4 года, как вдовствует, оставив на попечение императорского двора двух малых детей — Петра и Ольгу? Нет, об этом Кончита никогда не узнала.


Разумеется, что прежде, чем сделать предложение, Резанов многое обдумал. Разница в возрасте его смущала не так сильно, как столичная молва. Мнение света на Руси всегда значило очень много, поэтому следовало опасаться молвы. Потому Резанов напишет в письме своему покровителю и другу, министру коммерции графу Николаю Петровичу Румянцеву о том, что причиной, побудившей его предложить руку и сердце юной испанке являлась польза Отечеству, ради чего он был готов поступиться многим в личной жизни.


А Кончита была безусловно красавицей. Молодой Георг Лангсдорф, натуралист и личный врач Резанова, влюбившийся в Кончиту с первого взгляда, так описывает её в своём дневнике: «Она выделяется величественной осанкой, черты лица прекрасны и выразительны, глаза обвораживают. Добавьте сюда изящную фигуру,чудесные природные кудри, чудные зубы и тысячи других прелестей. Таких красивых женщин можно сыскать лишь в Италии, Португалии или Испании, но и то очень редко». У неё была совершенно естественная, ненаигранная манера держаться — черта, свойственная людям умным и знающим себе цену.

Кончита, как и все девушки её возраста во всём мире, грезила несбыточными мечтами о встрече со сказочным принцем, естественно, что Н. П. Резанов, командор и камергер Его Императорского Величества, сильный, высокий и красивый человек, произвёл на юную испанскую красавицу глубокое впечатление. Резанов был единственным из делегации русских, кто владел испанским языком, поэтому он мог разделить с Кончитой любую беседу. Он часто рассказывал ей, во многом по собственному её желанию, о Петербурге, Европе, дворе Екатерины Великой…


Он восхищал её своим благородством, образованностью, тактичностью, самообладанием, она этого восхищения и не пыталась скрывать.

Как следует из докладов Резанова, он не был человеком, потерявшим голову от любви. Он писал: «Ежедневно куртизуя гишпанскую красавицу, приметил я предприимчивый характер ее, честолюбие неограниченное. Я представил российскую сторону изобильной, она готова была жить в ней, и, наконец, нечувствительно поселил я в ней нетерпеливость услышать от меня что-либо посерьезнее до того, что лишь предложил ей руку«.

Корабельный врач тоже считал, что у Резанова с самообладанием все в порядке, о чем писал в отчетах: «Можно было бы подумать, что он влюбился в эту красавицу. Однако ввиду присущей этому холодному человеку осмотрительности осторожнее будет допустить, что он просто возымел на нее какие-то дипломатические виды».

Она полюбила Резанова всем сердцем, горячим испанским сердцем. Когда он сделал ей предложение, она не на минуту не задумываясь, согласилась.«Предложение моё сразило воспитанных в фанатизме родителей её (Кончиты). Разность религий и впереди разлука с дочерью были для них громовым ударом. Они прибегли к миссионерам, те не знали, на что решиться. Возили бедную Консепсию в церковь, исповедывали её, убеждали к отказу, но решимость её наконец всех успокоила.


Святые отцы оставили разрешению Римского Престола, и я, ежели не мог окончить женитьбы моей, то сделал на то кондиционный акт и принудил помолвить нас, на то coглашено с тем, чтоб до разрешения Папы было сие тайною. С того времени, поставя себя коменданту на вид близкого родственника, управлял я уже портом Католического Величества так, как тою требовали и пользы мои, и губернатор крайне удивился-изумился, увидев, что весьма не в пору уверял он меня в искренних расположениях дома сего и что сам он, так сказать, в гостях у меня очутился…»

В общем, отец Кончиты дал согласие на брак русского графа и его дочери, а также и на строительство русских крепостей в Калифорнии. Кроме этого он  отдал за бесценок груз в «2156 пуд. пшеницы, 351 пуд. ячменя, 560 пуд. бобовых. Сала и масла на 470 пуд. и ещё всяких вещей на 100 пуд., да так, что судно не могло поначалу отправиться. «Юнона» уходила, сочась жиром и салом».

Сама же Кончита обещала ждать своего жениха, который отправился доставить груз с припасами  в свою Русскую Америку на Аляску и затем в  Санкт-Петербург  заручится ходатайством своего Императора перед Римским папой для получения официального разрешение католической церкви на «смешанный» брак. Резанов полагал, что на это могло уйти около двух лет.

Через месяц перегруженные «Юнона» и «Авось» прибыли в Ново-Архангельск, едва ли не черпая бортами воду. А для «молодого жениха» Резанова дело было за малым: получить разрешение на брак у государя-императора.  Начиналась осенняя распутица, и ехать через всю Сибирь было нельзя, но граф торопился заключить брак с юной испанкой и отправился в путь верхом.


Перебираясь через реки, из-за тонкого льда несколько раз падал в воду, простудился и пролежал без сознания 12 дней. Его довезли до Красноярска, где 1 марта 1807 года он и умер. Злые языки утверждали, что граф свалился с лошади по причине изрядного подпития и сломал шею.

Для Кончиты начались долгие месяцы, а затем и годы, ожидания. Ежедневно она выходила на берег океана, на самый мыс, усаживалась там на камень и неотрывно смотрела вдаль, ожидая появления корабля своего жениха. (В наши дни в этом месте стоят опоры известного моста «Золотые ворота».) Но прошли уже все сроки, а её любимый так и не появился. Родители Кончиты утешали её и старались убедить не отчаиваться.

 Даже когда ей рассказали о его смерти, она осталась верна ему — так и не вышли замуж, хотя ей предлагали руку и сердце достойнейшие женихи Калифорнии, занималась благотворительностью, обучала индейцев. Её называли La Beata. В начале 1840-х годов донна Консепсьон (Donna Concepcion) вступила в третий Орден Белого Духовенства, а по основании в 1851 году в городе Бенишия монастыря Св. Доминика стала его первой монахиней под именем Мария Доминга. Она умерла в возрасте 67 лет 23 декабря 1857 года.

conchtomb

Они покоятся в разных местах, но …

Раздумывая над судьбой этой пары, которая ныне уже стала легендой, иные задают себе вопрос, была ли в действительности их любовь так романтична и взаимно сильна, как это представлено в посвящённых им поэтических произведениях.

Романтики сравнивают Резанова и Кочиту с Ромео и Джульеттой, скептики же стараются подвести под основание их любовной истории немалую долю практического смысла, утверждая, что каждому из них этот союз был по-своему выгоден. Изучаются дневниковые записи, письма и заметки тех лет.

Но далеко не всегда человек доверяет бумаге свои истинные мысли и намерения. О том, что на самом деле творится в его душе, известно лишь ему одному. К чему сравнивать чувство юной энергичной девушки и ответный шаг зрелого мужчины, обременённого государственными заботами, пережившего потерю любимой жены (с которой встретился в её 15 лет), отца двоих детей.

Перед смертью Резанов упомянул о Кончите в своём прощальном письме М. М. Булдакову, который был его свояком (мужем сестры его покойной жены) и одним из директоров Российско-Американской компании:

«P.S. Из калифорнийского донесения моего не сочти, мой друг, меня ветренницей. Любовь моя у вас в Невском под куском мрамора (его покойная жена), а здесь следствие энтузиазма и новая жертва Отечеству. Контепсия мила, как ангел, прекрасна, добра сердцем, любит меня; я люблю ее, и плачу о том, что нет ей места в сердце моем, здесь я, друг мой, как грешник на духу, каюсь, но ты, как пастырь мой, СОХРАНИ тайну.»

Приходилось не раз замечать, что старающиеся «развенчать» эту любовную историю приводят в качестве аргумента эти сроки, предпочитая выпускать в них слова «я люблю ее».

Мария Доминга (Кончита) была похоронена на кладбище при монастыре, где в 1857 году она окончила свой земной путь, а в 1897 году все захоронения монахинь, в том числе и её могила, были перенесены на специальное кладбище Ордена Святого Доменика, где она покоится по сей. Рядом с её простым надгробием в Бениции установлен белый памятник, где всегда лежат цветы.

reztomb

Памятник на предполагаемом месте захоронения Резанова на Троицком кладбище

Николай Петрович Резанов был похоронен в 1807 году на кладбище около Воскресенского собора города Красноярска, где он скончался. На средства Российско-Американской Компании над его могилой в 1831 году был установлен красивый памятник, который в советское время был утрачен при разрушении Воскресенского собора.

В 1960 году могила графа Резанова была обнаружена, а прах его был перенесён на Троицкое кладбище и захоронен там недалеко от церкви .

В 1997 году Майкл Клок — профессор, декан математического факультета Тихоокеанского университета штата Оригон – привез в Красноярск из Америки маленькую ёлочку, которую он специально выкопал в так называемой «роще Резанова» на острове Кадьяк, на Аляске. Эта роща образовалась от одной ёлочки, посаженной здесь в давние времена по приказу графа Резанова.

В 2000 году на Троицком кладбище был установлен новый надгробный памятник Резанову в виде большого креста из белого мрамора, на котором можно прочесть надпись «Я тебя никогда не увижу. Я тебя никогда не забуду». В том же году был совершён символический акт воссоединения влюбленных: шериф города Монтерей (Калифорния, США) Гарри Браун. привёз в Красноярск розу и горсть земли с могилы Консепсьон Аргуэльо и развеял её над могилой Николая Резанова. В свою очередь, он увёз из России горсть земли с могилы Резанова, которую развеяли на могиле Кончиты на кладбище Святого Доминика в Бениции.

Хочется верить, что любовь между ними всё-таки была, и олицетворением её в памяти последующих поколений стал трогательный образ верной Кончиты. 

Ей посвятил свою балладу  “Concepcionde Arguello” американский писатель Francis Bret Harte (1836-1902).


В России поэт Андрей Вознесенский посвятил истории графа Резанова и Кончиты поэму “Авось!”, которая была написана в 1970 году. Семь лет спустя Вознесенский создал либретто рок-оперы «Юнона и Авось»  на музыку Алексея Рыбникова, которую поставил на сцене театра «Ленком» режиссёр Марк Захаров.


Аллилуйя любви.



Еще одна красивая история о всепобеждающей силе любви, о непохожести и сложности выбора...


«Призрак Оперы» — мюзикл, созданный по мотивам одноименного романа французского писателя Гастона Леру (Gaston Leroux) — по праву считается одним из выдающихся достижений британского музыкального театра 80-х. Для Лондона и Нью-Йорка спектакль «Призрак Оперы» является одной из достопримечательностей, обязательным местом паломничества тысяч туристов со всего света. Несмотря на то, что мрачная и романтическая история о сверхъестественном существе, обитавшем в подземелье под Парижской Оперой, была неоднократно экранизирована, для многих и многих название «Призрак Оперы» ассоциируется именно с мюзиклом Эндрю Ллойд-Уэббера.

Мюзикл Призрак Оперы

История рождения легенды началась в 1984 году, когда британский композитор Эндрю Ллойд-Уэббер, автор мюзиклов «Иисус Христос — Суперзвезда» (Jesus Christ Superstar), «Эвита» (Evita), «Кошки» (CATS) и др., взял в жены молодую актрису и певицу Сару Брайтман (Sarah Brightman). За плечами этой исполнительницы была работа в танцевальной группе Hot Gossip, главная роль в мюзикле «Соловей» (Nightingale) и участие в оригинальном составе мюзикла «Кошки» (СATS). В расчете на голос Сары — высокое, чистое сопрано — Ллойд-Уэббер сочинил «Реквием», однако ему хотелось показать талант супруги в более масштабном произведении. Этим произведением и стал мюзикл «Призрак Оперы», где Сара Брайтман сыграла центральную героиню — Кристин Даэ.

Мюзикл Призрак Оперы

Первоначально предполагалось, что Сара исполнит эту роль в мюзикле «Призрак» (The Phantom) Кена Хилла (Ken Hill), также по роману Леру. Принять участие в этом спектакле она не смогла, однако идеей очень заинтересовались Ллойд-Уэббер и продюсер Камерон Макинтош (Cameron Mackintosh). Композитор даже планировал стать продюсером «Призрака», но затем решил создать свой собственный мюзикл. В том же году Эндрю и Камерон посетили японскую премьеру шоу «Кошки» и там случайно встретили Джима Шермана (Jim Sharman) — постановщика, заставившего Лондон сходить с ума по рок-опере «Иисус Христос — Суперзвезда» и заработавшего титул культового режиссера благодаря другой своей работе — «Шоу Рокки Хоррор» (The Rocky Horror Picture Show).

Мюзикл Призрак Оперы

Шерман посоветовал Эндрю самому продумать сценарий будущего мюзикла и порекомендовал человека, который мог бы написать либретто — Джима Стейнмана (Jim Steinman) — известного композитора и автора песенных текстов, сочинявшего для Мит Лоуфа (Meat Loaf) и Бонни Тайлер (Bonnie Tyler). Однако сотрудничество со Стейманом не сложилось, и место либреттиста оказалось вакантным. Ллойд-Уэббер предложил было это ответственную роль Тиму Райсу, но в то время Райс вынашивал замысел мюзикла о холодной войне (Chess), а поступиться своими планами ради другого ни один из них не захотел. 


Тогда композитор написал письмо Алану Джей Лернеру (Alan J. Lerner) — живому бродвейскому классику, перу которого принадлежали тексты к мюзиклам «Моя прекрасная леди» (My Fair Lady) и «Камелот» (Camelot), с вопросом, не заинтересует ли его подобный проект. Лернер, к огромной радости Ллойд-Уэббера, согласился, однако скоро выяснилось, что либреттист тяжело болен. В результате первые тексты к «Призраку Оперы» были созданы Ричардом Стилгоу (Richard Stilgoe), соавтором Ллойд-Уэббера по мюзиклу «Звездный экспресс» (Starlight Express). Композитор остался недоволен результатом — поэтического дарования Стилгоу оказалось недостаточно для такой романтической истории. 


Вот лицо администрации Оперы.

На помощь пришел Камерон Макинтош. За год до описанных событий он входил в состав жюри конкурса молодых композиторов и либреттистов имени Вивиан Элис, одним из участников которого был Чарльз Харт (Charles Hart). Этот двадцатичетырехлетний начинающий автор не стал лауреатом конкурса, но привлек внимание продюсера и оправдал его ожидания в качестве создателя песенных текстов к мюзиклу «Призрак Оперы».


История мирового музыкального театра знала много великолепных постановок, но лишь мюзикл Призрак Оперы стал настоящей легендой. Лишь мюзикл Призрак Оперы был признан шедевром жанра мюзикла как критиками, так и зрителями. Лишь мюзикл Призрак Оперы остается непревзойденным образцом сценического действа, которое трогает душу и запоминается на всю жизнь.



Достаточно часто задаюсь вопросом: насколько мы, не разделяя нас по нациям и государствам, насколько мы как люди, готовы принять непохожесть других людей? Интернет конечно приводит примеры состоявшихся и успешных людей, не вписывающихся в стандарты красоты и людских стереотипов о якобы нормальности. Они смогли, они преодолели... Но каждый раз, сталкиваясь с такими историями, покрываясь гусиной кожей и непроизвольно текущими слезами, думаешь о силе духа людей, которых отвергло такое правильное и якобы нормальное сообщество... 
Народ против Лиззи.
«Самая уродливая в мире» женщина рассказала о своей жизни и отношении окружающих.

Лиззи Веласкес

Каково это для молодой девушки — включить однажды ноутбук и узнать, что тысячи интернет-пользователей окрестили тебя самой уродливой женщиной в мире, а наиболее остроумные из них посоветовали тебе покончить с собой? Ответ известен только 26-летней Лиззи Веласкес, которая действительно, мягко говоря, не блещет красотой, но нисколько в этом не виновата. Она уж точно не хотела всемирной известности, но травля и насмешки побудили ее поведать о своей жизни миру. Девушка сняла документальный фильм-исповедь, который на днях был представлен на кинофестивале South by Southwest в Техасе, где и живет Веласкес.


Фильм «Храброе сердце: История Лиззи Веласкес» (A Brave Heart: The Lizzie Velasquez Story) рассказывает историю жизни необычной американки от рождения до настоящего момента. Лиззи родилась с редким синдромом (заболевание даже не имеет какого-либо названия в медицине) — она не может набрать нормальный вес, сейчас в этой взрослой женщине всего 29 килограммов. Таких людей на всем свете лишь трое, и как их вылечить, медикам неизвестно.


Родилась она весом 0,9 килограмма. Врачи предупредили родителей, что она никогда не сможет ни ходить, ни говорить, а также посоветовали им больше не рожать детей — иначе опять появится инвалид. Веласкесы послали советы эскулапов куда подальше и произвели на свет еще одну девочку, совершенно здоровую, а старшую, как могли, вырастили и воспитали, хоть и не без сложностей.


«На нас всех глазели, показывали пальцем. Но постепенно мы к этому вроде как привыкли», — вспоминает Марина Веласкес, младшая сестра «страшной Лиззи».

Лиззи, разумеется, сильно дразнили в школе — дети есть дети, а тут повод был более чем очевиден: девочка была не только неестественно худа, но еще и слепа на один глаз. Но с настоящим кошмаром ей пришлось столкнуться лишь в подростковом возрасте.


YouTube как палач

Когда Веласкес было 17, кто-то выложил на YouTube видео про нее, в котором впервые и был использован ярлык «самая уродливая в мире».
Издевательский видеоролик про Лиззи набрал четыре миллиона просмотров.

Один из комментаторов написал тогда, обращаясь к Веласкес: «Сделай миру одолжение — застрелись». Другой называл ее монстром, третий советовал родителям Лиззи «прикончить ЭТО» и утверждал, что им стоило сделать аборт…

Сколько таких комментариев прочла Лиззи, неизвестно, но что при этом почувствовала, представить несложно. «Конечно, я выплакала себе все глаза. Но потом решила успокоиться», — вспоминает она.


Крепкий орешек
Веласкес не стала ни стреляться, как советовали ей в сети, ни прятаться от всех, а решила, что должна защитить себя и других людей, которые подвергаются насмешкам из-за особенностей внешности.

Она запустила кампанию по противодействию травле людей, не похожих на других. Это были и видеоролики, и офлайн-выступления. Например, в 2013 году Лиззи произнесла речь на женском фестивале TED Austin Women в родном Техасе. Это был не жалобный монолог. Девушка, как оказалось, довольно неплохой оратор с приятным голосом, не лишена чувства юмора и самоиронии. Она вкратце рассказала аудитории о своей болезни, сопроводив это забавными подробностями: припомнила, например, как в тинейджерском возрасте надеялась потолстеть, поедая на ночь пончики (конечно, из этого ничего не вышло). «Я могла бы рекламировать средства для похудения», — мрачновато шутит Лиззи.


«Всегда прошу: если собираетесь обижать меня и говорить гадости, стойте справа от меня — этим глазом я вас как раз не вижу», — острит Веласкес.

Видеозапись выступления Лиззи, опубликованную на YouTube, посмотрели девять миллионов раз.

В своих выступлениях девушка настаивает, что сделала все, чтобы научиться воспринимать свой синдром не как проклятье, а как ключ к самосовершенствованию и вдохновению других людей. Лиззи умудряется найти положительное даже в собственной внешности.

«Конечно, я выгляжу ужасно, но зато у меня действительно очень симпатичные волосы», — говорит она.

В сентябре 2014 года Веласкес довелось выступить перед действительно серьезной аудиторией — американским Конгрессом. Она помогала лоббировать билль о защите американских школьников от травли со стороны одноклассников в учебных заведениях по всей стране. Законопроект был подготовлен Республиканской партией, но речь о его важности перед государственными мужами в Вашингтоне произносила именно Лиззи.


Отклик
Веласкес поддержало множество людей по всему миру, и не только словом, но и делом. Решив снять документальный фильм о своей жизни, она сообщила об этом на краудфандинговом портале Kickstarter. Сумма требовалась немаленькая: 180 тысяч долларов. Однако собрали даже больше — почти 215 тысяч долларов.


Лиззи сегодня
Она осуществила свою мечту — поступила в Техасский университет и с успехом его окончила. Написала три книги по психологии для тех, кто хочет найти в себе силы справиться с несправедливо жестоким отношением окружающих. На премьеру ее фильма в Техасе пришло очень много зрителей, среди них были и те, кто учился с Лиззи в школе. Возможно, картину покажут и в других странах, но когда — пока не сообщается.




Фото без названия

Однажды девятилетняя девочка Кессиди Меган (Cassidy Megan), страдающая от эпилепсии, решила показать другим людям, что она ничем не отличается от них. За свои девять лет ребенок уже успел ощутить на себе некоторое пренебрежение со стороны взрослых и сверстников, которые воспринимали ее заболевание не совсем адекватно, считая его чем-то вроде легкой формы сумасшествия. Чтобы развеять мифы о болезни, Кессиди в 2008 году придумала «Фиолетовый день» (Purple Day). 

Фото без названия

Фото без названия



В этот день, 26 марта, все желающие могут выразить поддержку людям, которые живут с диагнозом «эпилепсия». Инициативу девочки поддержала сначала Ассоциация эпилепсии Новой Шотландии, а затем и другие организации мира. Уже в 2009 году к Фиолетовому дню присоединились 100 тысяч студентов, около 100 общественных объединений и свыше 100 известных политиков, а телевизионная башня в Торонто на один вечер окрасилась в фиолетовый цвет. 

Фото без названия

С тех пор в разных странах мира 26 марта распространяется информация о болезни и о первой помощи, которую можно оказать страдающим от нее людям. Кроме того, проводятся аукционы, ярмарки, концерты и спортивные состязания, на которых собираются средства для тех, кому не повезло жить с этим диагнозом. Таких людей в мире немало. 

Фото без названия

Фото без названия

Эпилепсия считается одним из самых распространенных хронических неврологических заболеваний человека. Оно проявляется внезапными судорожными приступами. С этой особенностью связано русское название болезни — «падучая».

Есть сведения, что эпилепсией страдали многие известные люди. В их числе Юлий Цезарь, Александр Македонский, Нострадамус, Данте Алигьери, Иван Грозный, Наполеон Бонапарт, Федор Достоевский, Альфред Нобель, Винсент ван Гог. 

Фото без названия

Юлий Цезарь

Фото без названия

Александр Македонский

Фото без названия

Нострадамус

Фото без названия

Данте Алигьери

Фото без названия

Фото без названия

Наполеон Бонапарт

Фото без названия

Федор Михайлович Достоевский

Фото без названия

Альфред Нобель

Фото без названия

Винсент Ван Гог

Древние греки и римляне называли эпилепсию «божественным вмешательством» и «Геркулесовой болезнью». А в одном из средневековых руководств по вызову духов говорилось, что при неправильной подготовке к обряду маг может испытать эпилептический припадок.

Фото без названия

Фото без названия