Образование будущего через призму прошлого.
Люди любят мечтать. Кое-что из мечт сбывается, кое-что забывается, и забытое изобретается вновь. И в образовании всё точно так же.
Одри Уотерс, которая ведёт один из самых влиятельных и скептичных блогов о современном образовании, в прошлом году выпустила книгу «Монстры образовательных технологий». Один из разделов этой книги почти полностью посвящён истории технологий в образовании и тому, каким представляли обучение будущего наши прародители. Там очень много всего интересного о создании первых обучающих машин с возможностью выбора вариантов ответа, первых дистанционных школ с доставкой учебных материалов по почте, изобретении аппарата о проверке правописания и предшественника iPad.
Вообще история использования технологий в образовании — занятная вещь. Вот ради примера фотография одной из первых проведённых телелекций, которую можно назвать прародительницей современных MOOC. Лекция была проведена удалённо профессором Кларком в Университете Нью-Йорка в 1938 г.: в аудитории было расставлено 15 телевизоров, вещавших для примерно 200 студентов. Тремя годами ранее этот же профессор провёл первую радиолекцию для своих студентов.
Крайне любопытно взглянуть не только на свершившиеся исторические факты, но и на мечты людей прошлого: удивиться, порой снисходительно улыбнуться, а порой и задуматься — сбылись или нет эти видения, многие из которых сегодня могут показаться наивными. А ещё можно поразмыслить о природе нынешних технологий, которые мы называем «инновационными» — так ли уж они инновационны, как принято считать?
Одними из самых известных и цитируемых в интернете изображений о том, какими в прошлом представляли сегодняшние школы, является серия французских открыток, выпущенных в 1899, 1900, 1901 и 1910 гг. Эти открытки распространялись вместе с упаковками табака или сигар, а затем и по почте.
Работа почтовой службы в 2000 г
Эти открытки стали частью Всемирной выставки в Париже в 1900 г. Все они, пусть и изображают разные сферы человеческой деятельности, схожи в одном: всё больше труда отдаётся машинам и роботам, всё меньше остаётся человеку. Образование не стало исключением: учебники загружаются в механическую «книгорубку», которая их магическим образом перерабатывает и отправляет прямо в мозг ученикам. Учитель и его ассистент всё равно остаются в классе — надо же кому-то обслуживать эту несовершенную машину.
В школе Франции XXI века.
Примечательно, что идеальное образование представлялось как возможность в короткие сроки вложить в головы учеников как можно больше информации. Ещё более примечательно, что не только профессия учителя, но и профессия парикмахера, модельера, музыканта оказались во власти машин. Разве не странно, что человечество мечтает отдать не только физический труд, но и творческую, интеллектуальную деятельность своим маленьким механическим помощникам?
Робот-оркестр.
В 1913 г. легендарный американский изобретатель Томас Эдисон утверждал:
Книги вскоре полностью исчезнут из школы.
Вовсе не потому, что он мечтал сжечь всё накопленное веками достояние, как в «451 градус по Фаренгейту», а потому что верил — книги, как и учительское дело, смогут быть заменены кинематографом.
В 1922 г. он написал: «Я верю, что кинематограф приведёт к революции образовательной системы, и что в ближайшие годы он заменит собой практически все учебники. Сегодня в среднем эффективность учебников составляет примерно два процента. Образование будущего, которое будет осуществляться с помощью достижений кинематографа, позволит достигнуть стопроцентной эффективности».
Единственное, что остаётся непонятным в этом полном энтузиазма абзаце, это сам термин «эффективность». В чём состоит эффективность учебного процесса по Эдисону? В возможности запомнить как можно больше? Как можно быстрее? Как можно больше и как можно быстрее? Снова в действии мечты о механизации, потрясающих результатах, гонке за показателями. Такие мечты — продукт эпохи индустриализации.
А вот 1924 год. В журнале Science and Invention опубликована фотография юной особы в наушниках, подключенных к небольшому гаджету, очень напоминающему современную электронную книгу.
"С каждым днём технологии передачи и приёма радиосигналов становятся всё совершеннее, и совсем скоро они станут привычным явлением. На снимке маленькая Мэри Джейн с помощью нового устройства может слушать радиоуроки или сказки на ночь. Ей будут доступны все знания мира. Аккуратный корпус, обитый кожей, заменит тяжёлые учебники. Выполнение домашнего задания станет настоящим удовольствием."
Как же долго мы ждём, что коробочка небольшого размера сделает нашу жизнь проще, а получение знаний — веселей! Сегодня дисплеи стали цветными, звук чище, производителей контента стало в сотни раз больше, но что-то революции мы пока не видим.
В 1930-х годах появились первые предсказания использования в образовательных целях возможностей передачи голоса и изображения на расстоянии — спасибо радио и телевидению. Именно эти новые для того времени медиа виделись технологиями будущего. В одной из статей издания Short Wave Craft было опубликовано схематичное изображение образовательного вещания для широкой аудитории. Профессор в студии читает лекцию, теле- или радиовышка транслирует сигнал, учащиеся дома принимают сигнал с помощью теле- и радиоприёмников. Кстати, интересно, что в той же статье были упомянуты возможности применения широковещательных медиа в коммерческих целях — для передачи рекламной информации. Там даже говорилось, что телереклама станет новым видом искусства, которое в будущем достигнет совершенства. Как в воду глядели.
С помощью телеканалов можно будет передавать уроки по математике, геометрии и другим предметам, которые невозможно в должной мере передать по радио в связи с необходимостью демонстрировать графики и другие изображения... По телевидению будут передаваться не только различные учебные дисциплины, но и последние новости моды, дизайна интерьера и множество другой рекламной информации о продуктах и услугах...
1934 г., сентябрьский выпуск журнала Everyday Science and Mechanics. В одной из статей выпуска ректор Северо-Западного университета Уолтер Дилл Скотт рассказывает о будущем дистанционного образования. Уолтер считает, что благодаря развитию телевидения, радио и факсимильных технологий облик школы и вузов очень быстро изменится.
Всего через 25 лет университеты изменятся до неузнаваемости. Вместо того чтобы загонять студентов и преподавателей в здание вуза, университеты начнут обучение удалённо, а университетские городки превратятся скорее в промышленные зоны. Учебные курсы будут проводиться с помощью радио и передачи изображений. Библиотечные ресурсы обретут особый размах благодаря факсимильной связи и телевидению; научные исследования станет возможно проводить на расстоянии.
В журнале даже была опубликована карикатура, изображающая несладкую жизнь студента будущего. Студент, просыпаясь от звуков лекции, говорит: «Неужели нельзя начинать уроки после обеда?»
Как думаете, многое ли изменилось в наших представлениях об использовании технологий с тех пор?
1960 год. Вышел очередной выпуск журнального комикса популярного в те времена иллюстратора-футуриста Артура Рэйдбо из серии Closer Than We Think («Ближе, чем мы думаем»). В комиксе изображалась домашняя обучающая консоль будущего — с видеоинструктором, электронной панелью для записей и программой для выполнения тестов.
Автоматизация приведёт к исчезновению зданий школы. Уроки будут транслироваться прямо домой к школьникам, где они смогут сразу выполнить домашнюю работу и отослать её обратно для оценки и исправлений. Доктор наук Донадьд Смит из Мичиганского университета полагает, что такие обучающие машины совсем скоро появятся во всех школах.
На Нью-Йоркской Всемирной выставке в 1964 г. Зал Образования занимал площадь в 8 300 кв.м. Одним из экспонатов выставки стал «Авто-наставник» — обучающая автоматическая машина, умеющая воспроизводить звук, показывать визуальную информацию и давать отклик при нажатии на кнопки ответов. Этот концепт, как и многие другие подобные машины с кнопками, так никогда и не был выпущен в массовое производство.
Перенесёмся в 1968 год и пролистаем апрельский выпуск журнала Science and Technology. Журналист Дж. Ликлайдер и иллюстратор Роберт Тейлор достаточно точно описали современный веб. Авторы были уверены, что в будущем компьютеризированные сети станут гораздо более важным источником информации, чем печатная пресса или телевидение. Особую ценность таких сетей журналисты 60-х годов видели в личном интерактивном взаимодействии пользователей и в возможности создавать сообщества.
Какими будут онлайн-интерактивные сообщества? Они будут состоять из географически друг от друга удалённых участников, порой разбитых на небольшие подгруппы, а порой работающих отдельно. Это будут не сообщества по географическому признаку, а прежде всего по интересам. В каждой области интереса такое сообщество сможет поддерживать полноценную систему информационных данных и программного обеспечения.
В 1980 г. одно из печатных изданий штата Айова выпускало еженедельную колонку «Какой будет жизнь в 2000 году». Там очень много любопытных артефактов, вроде «люди будут жить до ста лет», «города будут находиться под экологическими куполами» и «уже в 1995 г. люди будут передвигаться на электрических автомобилях». Есть там замечательная заметка и про обучение детей:
Школьное обучение будет начинаться раньше, лет с трёх, и заканчиваться годам к пятнадцати. Гарольд Шейн, профессор педагогики в Индианском университете в Блумингтоне, предполагает, что образование будет непрерывно длиться всю жизнь. Общество будет предоставлять возможности для входа в образовательную систему всем, вне зависимости от возраста. Система наград и поощрений обесценит дипломы, сертификаты и аттестаты. Из образовательных учреждений будут выпускаться специалисты общего профиля, а не эксперты в одной узкой области. Кроссдисциплинарность станет одной из важнейших черт общества в ближайшие двадцать лет.
Эта позиция, кажется, меньше всего касается внедрения технологий и больше всего перечисленного переосмысливает саму систему образования. И поэтому, наверное, она и является несбыточной мечтой — ведь планшеты, обучающие машины и интернет-сообщества у нас уже есть.
Хотя нет, есть ещё один футурологический концепт, который может стать победителем в этом конкурсе несбыточных мечт. Вот иллюстрация из книги 1982 г. «Каталог для детей будущего». Детям восьмидесятых обещали, что в будущем можно отправиться всей своей летающей школой прямо к Египетским пирамидам или в устье реки Амазонки, чтобы изучить географию и историю.
В подготовке поста использовались материалы блога HackEducation и paleofuture.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.