Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 11 марта 2015 г.

А в прежние-то времена: История школьной доски.

Школьная доска сейчас кажется непременным атрибутом учительского дела. Но так было не всегда. 

Школьная доска — относительно недавнее изобретение. Если история педагогики как искусства организованной передачи накопленных знаний новому поколению насчитывает несколько тысяч лет (первые школы появились в III тысячелетии до нашей эры), то необходимость выступить перед группой учеников и подкрепить учебный материал визуально на носителе достаточно крупного формата наконец созрела и разрешилась только в середине XVIII века. Хотя в исследованиях музыковедов упоминается, что при обучении музыке в Европе эпохи Возрождения использовались большие доски, на которых можно было писать и стирать написанное.

Получается, что как минимум пять тысяч лет учителя спокойно обходились без доски. Если говорить об исключительно технической стороне вопроса, а не о её практическом применении именно учителем, первым предметом, который позволял многократно наносить на него знаки и рисунки, стала деревянная дощечка.


Альберт Анкер, «Школьник с аспидной доской в снежный пейзаж», 1875 г. 

От деревянной дощечки к аспидной доске

Ученикам всегда был необходим черновой материал: большую часть их учёбы занимало механическое переписывание существующих в то время памятников литературы и культуры. Папирус, пергамент, а впоследствии и бумага были слишком дорогим в производстве материалом, поэтому не могли использоваться под учебные нужды. Вот почему дети при выполнении заданий учителя довольствовались самыми бросовыми и ходовыми ресурсами. Шумерские дети писали на непросохших глиняных табличках; дети Египта — палочкой на небольших пластинках известняка. А школьные дощечки, на которых можно было писать и ошибаться сколько угодно, а потом стирать написанное ветошью, были упомянуты известным персидским энциклопедистом Аль-Бируни в труде «Индия, или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» в XI веке:
В их школах пишут на чёрных дощечках, и пишут вдоль длинной стороны, а не короткой, и пишут белым материалом слева направо.

Судя по всему, это были обожжённые деревянные дощечки, а в качестве пишущего средства использовалась одна из пород известняка.

К XIX веку прочные позиции в классе заняли аспидные доски — пластины из прочного цветного сланца в деревянной раме. Писали на них грифелем или палочкой из алюминия, след от которых легко стирался губкой или тканью.

Итак, вплоть до позапрошлого века в ходу были прочные, долговечные и дешёвые досочки-планшеты для детей, на которых они могли практиковаться в чистописании, изучении другого языка и арифметике, а учитель продолжал довольствоваться предоставлением раздаточного материала (ну, например, свитков с переписанными от руки документами). Дети копировали содержание свитка во время урока, а дома отрабатывали написание и зубрили спряжения.


Портрет Луки Пачоли, 1495-1500 гг. На столе — инструменты математика: аспидная доска, кусочек мела, циркуль, палочка для письма. Художник точно не установлен.

Первая доска в шотландской школе

Так продолжалось до начала XIX века, пока Джеймс Пилланс, школьный директор из Шотландии, не придумал совместить несколько традиционно использующихся небольших дощечек для проведения урока географии. В 1814 году в своём письме Джереми Бентаму, британскому философу и реформатору, Пилланс описывает опыт ведения занятий в своей школе. Помимо интереснейшего опыта преподавания латыни, греческого и античной литературы, в письме излагается новый подход в преподавании географии.
Набросок границ каждой изучаемой страны учитель рисует белым мелом на доске; горы обозначает зелёным цветом, реки — голубым. Ученикам показывается доска с уже готовым рисунком, а учитель с помощью указки показывает и объясняет географические особенности страны, выделяет основные горные цепи и близлежащие реки. Поскольку доска не перегружена деталями, глаз ученика, а вместе с ним и мышление, с готовностью принимает и запоминает новую информацию. На этом же занятии вводятся понятия долготы и ширины.


На этом Пилланс не останавливался — создав на доске своеобразный географический каркас изучаемой страны, на следующих занятиях он наносил на него крупные города, рассказывал о населении, важных исторических событиях, отношениях с соседними странами и крупных битвах, происходивших на этой территории. Красным мелом он обводил места этих битв. Кстати, для производства цветного мела он создал собственный рецепт, в состав которого входил толчёный мел, красящий пигмент и овсянка.


Пилланс подчёркивал важность визуального подкрепления точной информации, которую надо запомнить и затем использовать эти знания для установления взаимосвязей между разными школьными предметами.

Доску он использовал и для проверки знаний, вызывая учеников к доске по отдельности и давая им разнообразные задачи: подписать названия городов и других географических объектов, рассказать о событии и показать, где оно происходило — почувствовать себя учителем.
Одна из государственных школ г. Вашингтон, 1890-1900 гг.

Очень знакомые приёмы, правда? Даём слово, что на уроках географии вашего детства вы занимались приблизительно тем же самым.

И пусть с первого взгляда это нововведение мистера Пилланса кажется не таким уж и важным, оно стало в итоге важнейшим элементом классической классно-урочной системы, развившейся в эпоху реформаторства и оставшейся с нами по сей день.

Эпидемия школьных досок в XIX веке

Почти одновременно с Пиллансом практику использования крупноформатной школьной доски ввёл в США английский математик Джордж Барон. В 1801 году он работал профессором математики в Военной Академии США (Вест-Пойнт), и одну из своих лекций иллюстрировал пометками мелом на школьной доске. Как выяснилось, это оказалось наиболее эффективным способом демонстрации сложных формул большой аудитории студентов.

Процесс распространения школьных досок в США был настоящей эпидемией: уже к 1809 году они были в каждой школе Филадельфии. Тогда доски изготавливали из грубых сосновых досок и покрывали их составом из яичных белков и перемолотой обугленной картофельной шелухи.


К 1840 году школьные доски стали производить в промышленных масштабах из качественно обработанной плотной древесины с нанесением керамического покрытия. В XX веке доски стали металлическими, а в 30-х годах цвет покрытия превратился из чёрного в зелёный.

Тогда же практически полностью прекратилось производство аспидных досок — и благодаря появлению школьных досок, и благодаря развитию бумажной индустрии.


Альберт Эйнштейн записывает формулы на доске, Питтсбург, 1934 г.

Школьная доска — символ учительского дела

Американский писатель, поэт и преподаватель литературного дела в Университете Сан-Франциско, Льюис Базби, в прошлом году написал целую книгу под названием «Школьная доска: моя личная история». Из названия книги понятно, что автор рассказывает о своём непростом опыте в системе образования — он прошёл извилистый путь от трудного подростка с наркотической зависимостью из неблагополучной семьи до университетского профессора. И движущей силой, которая помогла ему подняться с социального дна, он считает внимательных и искренних учителей своей самой обычной школы. 


Размышляя о своём опыте как ученика и как представителя образовательной системы, Льюис считает появление классной доски одной из самых важных вех в истории педагогики — это такое же простое и гениальное изобретение, как колесо или рычаг. Это не только инструмент, который позволяет быстро донести до группы учеников сводку дат или названий. Классная доска добавляет элемент драматизма — и в выступление учителя перед классом, и в ответе ученика у доски.

Школьная доска — прекрасное место для совершения ошибок. Школа сама по себе должна быть местом, где мы помимо знаний получаем уникальный опыт, преодолеваем страхи и учимся жить в мире других. Как бы мы ни сопротивлялись, школа вынимает нас из наших закрытых раковин.


Классная доска в одной из школ Афганистана, 2010 г.

Сейчас школьную доску могут заменять технологически продвинутые интерактивные устройства и проекторы. Но когда здание школы превращается в руины, а дети вынуждены заниматься под звуки разрывающихся артиллерийских снарядов, школьная доска остаётся единственным напоминанием о мирных временах.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.