РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ. ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ ФАБРИКИ.
Финифть - древнее название эмали, от греческого «фингитис» - светлый, блестящий камень. В Древней Греции, а затем в Византии финифтью назывались все виды эмали. В 10 в. искусство художественной эмали пришло в Россию. Сейчас термином «финифть» называется одна конкретная техника - роспись по эмали.
Искусство украшения финифтью металлических изделий пришло в Россию из Византии еще в 10 веке одновременно с принятием христианства и достигло своего совершенства на Руси в XVI - XVII веках. Художественная (горячая) эмаль один из древнейших способов украшения металла. Финифти применяют для исполнения миниатюрных портретов, украшения ювелирных изделий, икон, гербов и других предметов роскоши. Художественная эмаль во все времена ценилась на уровне драгоценных камней, а на сегодняшний день признана ведущими искусствоведами как живопись XXI века.
Ростовская финифть имеет свою историю и присущие только ей художественные особенности. Тесно связанная с различными видами искусства и прежде всего с живописью, влияние которой сказывается и в тематике, и в стилевых чертах, миниатюра на эмали играла значительную роль в истории искусства и существовала как вполне оригинальный и самостоятельный его вид.
Изящная миниатюрная живопись по эмали прекрасно сочетается с тонкой филигранью. Филигрань (скань) - один из древнейших видов художественной обработки металла. Название филигрань происходит от двух латинских слов - "филюм" (нить) и "гранум" (зерно). Слово скань означает свить, скрутить. Скрученная проволока дополняется зернью (маленькими шариками), делающими изделие еще более красивым. Финифтевые украшения (сережки, брошки, кулоны, браслеты, кольца) безусловно красивы и неповторимы. Их носят с вечерними платьями или костюмами. Такие украшения делают дам элегантнее, и привлекают внимание мужчин, и на вечере вы не останетесь без внимания. Финифть любят за тонкость, изящество, воздушность и за мастерство людей, создающих такую красоту.
Роспись по эмали близка по технике к росписи фарфора. На тонкую выпуклую пластинку, до 1,5 мм наносят огнеупорные эмалевые краски с t пл. от 700 до 800 0С Пластинку обжигают несколько раз, при этом цвет красок меняется, как и при обжиге фарфора. Эмаль наносится на лицевую сторону пластинки в три слоя. После нанесения каждого слоя пластинка просушивается в сушильном шкафу и обжигается в муфельной печи при t 700-800 0С, пока эмаль не сплавится, а поверхность не станет гладкой. Чтобы предохранить пластинку от возможной деформации при обжиге в процессе росписи, ее оборотная сторона покрывается эмалевым слоем, называемым "контрэмалью". На первой стадии росписи по эмали тонкой кистью делается "подмалевок"- наносятся основные цвета. После этого пластинка обжигается в муфельной печи, пока краски не сплавятся и не приобретут яркость и блеск. Извлеченная из муфеля пластинка остужается и следует первая прописка, в ходе которой выявляются основные детали изображения и светотени. Затем пластинка вновь просушивается, обжигается и остужается. В процессе второй прописки выявляются второстепенные детали, прорабатываются полутона и уточняются цветовые отношения. Производится третий обжиг.
При создании несложной композиции с использованием ограниченной красочной палитры роспись заканчивается на втором или третьем этапе. Для написания сложной миниатюры, богатой цветовыми оттенками, требуется от 4 до 7 прописок и столько же обжигов. Этот краткий обзор процесса создания миниатюр на финифти раскрывает всю сложность и трудоемкость изготовления художественных эмалей, что не позволяет художникам-эмальерам создавать их в больших количествах. Поэтому эмали всегда были и остаются элитарным видом искусства.
Процесс изготовления весьма трудоёмок. Огнеупорные эмалевые краски наносятся в несколько слоёв и после нанесения каждого слоя пластина обжигается.
В качестве основания для росписи по эмали используется тонкая медная пластинка заданной формы и размера, выпуклая с лицевой стороны. На лицевую сторону пластины в три слоя наносится эмалевый грунт. После нанесения каждого слоя пластину просушивают и запекают при температуре 700-800 градусов, чтобы эмаль сплавилась и стала гладкой.
Сначала изображение делается на бумаге, после под него подкладывается чистый лист и по контуру иглой переносят рисунок получая точечный отпечаток. Затем этот листок накладывают на пластину покрытую эмалью и натирают смешанной со скипидаром сажей тем самым перенося рисунок на эмаль.
Тонкой кистью делается "подмалёвок" - наносятся основные цвета. Пластинка обжигается в муфельной печи, при этом краски сплавлятюся и приобретают яркость и блеск. Далее следует первая прописка: выявляются основные детали изображения и светотени. Пластину снова обжигают. Во вторую прописку выявляются второстепенные детали, прорабатываются полутона и уточняются цветовые отношения. Затем снова обжиг.
Такого процесса требуют простые рисунки.
Сложные изображения с богатой цветовой гаммой требуют от 4 до 7 прописок и обжигов.
Законченный вид финифти придаётся мастером скани. Скань или филигрань происходит от древнерусского "скать" — свивать. Ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.
На сегодняшний день в технике художественной эмали в России работает более 250 художников, но именно в Ростове Великом сложились многовековые традиции живописи по эмали, поэтому именно Ростовская финифть считается лучшей в России. Роспись по эмали практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Она не подвергается, подобно другим видам живописи, воздействию таких разрушительных факторов, как свет, перепады температуры и влажности, загрязнение. Законченный вид финифти, как ювелирному изделию, придает оправа, она изготавливается ювелиром мастером скани. Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Готовые изделия весьма не дёшевы.
На 2009 г. стоимость этой короны была 236700 р.
Конец XIX -- начало XX вв. -- особый, сложный период в истории ростовской финифти. Промысел не выдерживает конкуренции с дешевым промышленным производством икон и поддерживается государством путем организации школ и мастерских. В 1898 г. был открыт Ремесленный класс рисования, резьбы по дереву и иконописи по финифти, а после 1911 г. -- Учебно-показательная финифтяная школа (УПФШ), одной из целей создания которой, помимо обучения, было снабжение кустарей дешевым сырьем. Для деятельности УПФШ, руководимой в 1914-1917 гг. известным художником С.В. Чехониным, характерен поиск новых форм изделий и новой тематики росписей. Деятельность школы до революции характеризуют расписные тарелочки С. Агафонова и И. Соколова, миниатюра "Вид Ростовского кремля" Л. Арефьевой и произведения других учеников.
В творчестве финифтяных мастеров начала ХХ в. по-прежнему значительное место занимает иконописная миниатюра, но иконы часто выполняются иначе, чем прежде, в них чувствуются как влияния символико-реалистической живописи, так и модерна. Одним из наиболее интересных мастеров был А.А. Назаров. Он в совершенстве владел техникой пунктирной росписи, что позволило ему создать уникальные произведения. Оригинальна по иконографии и колориту, а также техническим качествам исполнения икона "Покров Богоматери с коленопреклоненными кн. Ольгой и Димитрием Ростовским".
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.