Лампы и люстры в стиле модерн. Начало ХХ века.
Дизайн Эктора Гимара (1867-1942), французского архитектора и дизайнера; создателя знаменитых входных павильонов парижского метро.
Эктор Гимар родился 10 мая 1867 года в Лионе. В период окончания учебы за успехи он был награждён поездкой в Англию и Бельгию. Молодой Гимар вернулся во Францию в 1894 г., потрясённый интерьером дома Тасселя, построенного Виктором Орта, и стал первым последователем бельгийского архитектора во Франции.
Гимар впервые сделал металлическую конструкцию одним из элементов архитектурного решения в особняке Беранже (1897-1898 гг.). Гимар вписал в каменную арку входа асимметричную композицию кованых ворот, в рисунке которых не было ни одной повторяющейся линии, и продолжил металлический декор в вестибюле.
Этот проект сделал Эктора Гимара известным. Множество заказов, которые были выполнены после этого, позволили ему продолжать его эстетическое исследование, обрести стилистическую гармонию. Позже он занялся и дизайном интерьера в гостинице Гимар, неотъемлемой частью которой являются яйцеобразные комнаты и уникальные предметы мебели.
В 1898 г. Эктор Гимар получил заказ на возведение станций Парижского метрополитена. Их строительством он занимался с 1898 по 1904 г. Если Гюстав Эйфель (создатель знаменитой башни) рекламировал металл прежде всего как строительный и конструктивный материал, то Гимар показал его пластические возможности. Улицы Парижа украсили странные изогнутые колючие сооружения, похожие на огромные ювелирные украшения. Павильоны трёх станций метрополитена (они не сохранились) архитектор возвёл из стандартных металлических элементов, цветного стекла и вставок из эмали (стеклообразного покрытия) на стали. Металл был окрашен в тёмно-зелёный цвет, имитировавший старую бронзу. Он прихотливо изгибался, превратив строения в живые организмы, напоминавшие разнообразных насекомых - бабочек, стрекоз или жуков.
Строительство павильонов станций метрополитена в Париже - первая попытка европейской архитектуры придать транспортному сооружению художественный облик. Благодаря Эктору Гимару появился термин "стиль метро" - одно из многочисленных наименований стиля модерн.
Будучи любознательным и изобретательным человеком Гимар стал так же предвестником промышленной стандартизации. Он хотел широко распространить новое искусство. В этой сфере Гимара ожидал большой успех, и в 1907 году вышел каталог металлических элементов, применяемых к зданиям: "Художественный металл, стиль Гимар". Кроме того, в 1920 году Гимар спроектировал одну из первых линий мебели для массового производства.
Не смотря на блеск его ума и различные нововведения, представленные им, Гимар был человеком, который раздражал публику. Поэтому она быстро отвернулась от него. И как достойный представитель искусства "модерн", он стал жертвой несоответствия идеалов движения: творения Гимара не финансировались, его попытки стандартизации не принесли личной популярности.
Эктор Гимар был окончательно забыт, когда умер в Нью-Йорке в 1942 году. Страх войны сделал его изгнанником (супруга Гимара была еврейкой).
* Многих исследователей в области архитектуры интересует имя Эктора Гимара. Они долгое время изучали и восстанавливали его биографию и основные этапы творчества. Однако большинство построек Гимара все же остаются недоступными для публики, а музей Гимара все еще не открыт во Франции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.