Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 29 марта 2015 г.

История стрит-арта

Стрит-арт — это относительно новое искусство, получившее развитие на улицах города. Современный стрит-арт (англ. — street art) включает в себя граффити, трафаретное граффити, стикер-арт, постеры, видео проекции, флэшмобы и уличные инсталляции.


Стоит подчеркнуть неразрывную связь социальной сущности стрит-арта с художественной ценностью. Многие работы уличных художников задуманы как альтернатива коммерческому украшению городов, то есть наружной рекламе. Во многом поэтому сегодня стрит-арт популярен не только на улицах, но и в художественных галереях.


Искусство стрит-арта зародилось в Филадельфии, когда в середине 1960-х годов на зданиях появились замысловатые надписи, впоследствии названные «тегами» («tags» — англ. «метка»). Теги быстро добрались до Нью-Йорка, а в конце 1960-х годов распространились повсюду. Их можно было увидеть даже на стенах вагонов метро.






В каждом районе местные художники — «райтеры» наносили свой псевдоним и номер улицы на стены. Это были своеобразные информационные таблички, сообщавшие о том, что здесь проживает тот или иной райтер. А в 1968 году Taki 183, греческий подросток-курьер из Нью-Йорка, вынес свой тег за пределы района, расписав множество объектов в Нью-Джерси и аэропорту Кеннеди. Один из его тегов заинтересовал репортёров, и 21 июля 1971 года в газете «New York Times» появилась небольшая статья «Taki 183».



Именно она поспособствовала визуальному взрыву в американских городах. Райтеры бросились расписывать стены. Первые никнеймы были аналогичны псевдониму Таки: Junior 161, Cay 161, Eva 62. Да и граффити выглядели очень скучно. Они представляли собой никнейм из букв и цифр с простейшими пиктограммами: звёздочками, кружочками или стрелками.


Покорение городов уличными художниками
В начале 1970-х годов простенькие теги заполонили улицы городов. Но ситуация изменилась, когда в 1972-м человек под псевдонимом Stitch исписал целый забор. Между райтерами вспыхивает война. Каждый хочет доказать, что его художественный язык жизнеспособнее, интереснее и ярче.


В 1973-м году меняются художественные ценности, зарождаются основы стиля и кода граффити. Появляются понятия, которые и сегодня живут в райтерской среде, формируются основные шрифты: баббл и вайлдстайл. Первый обозначает пузыреобразные буквы, тогда как второй — полностью нечитаемые.

Именно тогда появились такие слова, как:

райтинг — процесс написания тегов;
бомбинг, теггинг — нелегальная роспись стен;
той — новичок или неумелый райтер;
блэкбук, скетчбук — блокнот с эскизами будущих работ;
холкар — полностью расписанный одним райтером вагон;
холтрейн — роспись целого поезда.









К 1980-му году стрит-арт стал очень популярным направлением. Поскольку граффити вытеснило теги, на улицах появились интересные художественные композиции и броские лозунги. Наиболее известны фразы, появившиеся в Париже: «Скука контрреволюционна», «Вся власть воображению!» или «Будьте реалистами, требуйте невозможного!».







В это же время деятельность райтеров признают незаконной, приравняв её к вандализму. Очень быстро стрит-арт покидает улицы европейских городов. Оживляют урбанистический пейзаж только эффектные световые вывески. Направление почти заглохло, когда на помощь внезапно пришли искусствоведы, оценившие художественную ценность многих работ известных райтеров.








Стрит-арт в России
В нашей стране стрит-арт появился во времена перестройки. В 1985 году, когда в СССР начала развиваться мода, а западная культура стала более доступной, стены домов в Москве и Санкт-Петербурге постепенно заполняли разнообразные надписи. Рок и хип-хоп становятся весьма популярными. Как результат, популяризуются и сопутствующие идеи.









Довольно долго российский стрит-арт был весьма посредственным. Райтеры вдохновлялись работами западных коллег, но не имели соответствующего опыта. Лишь в последнее десятилетие мы можем наблюдать появление на улицах Москвы и других российских городов уникальные работы, качественно отличающиеся от ранних образцов стрит-арта. Расписываются не только стены, но и другие объекты — информационные таблички, канализационные люки, электрощиты.

Первый музей стрит-арта в Санкт-Петербурге: детали (фото 7)



Первый музей стрит-арта в Санкт-Петербурге: детали (фото 2)

Стрит-арт эволюционировал, став частью поп-культуры. Многие бывшие райтеры стали дизайнерами в модном «уличном» стиле. Людей привлекает их необычная реклама: — вывески, сделанные нарочито грубо, оригинальный декор, цветовые контрасты.











0beeb8134520c1114b4b347981d80e59_98310 (600x422, 233Kb)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.