История парфюмерного образования.
"В аромате есть убедительность, которая сильнее слов, очевидности, чувства и воли. Убедительность аромата неопровержима, необоратима, она входит в нас подобно тому, как входит в наши лёгкие воздух, которым мы дышим, она наполняет, заполняет нас до отказа. Против неё нет средств."
Патрик Зюскинд
"Парфюмер. История одного убийцы."
Пожалуй, историю профессиональной парфюмерии стоит начать с повествования о городе Грассе. В конце XIX столетия город превратился в столицу парфюмерии: на его территории располагались резиденции известных парфюмерных фирм, которые зачастую принадлежали семейным династиям. Все секретные рецептуры и знания передавались исключительно от отцов к детям, поэтому главными учениками «семейных парфюмерных академий» были детей владельцев фирм, а заодно и главных парфюмеров. Однако крупные компании Грасса принимали на обучение также и учеников «из народа». Курс парфюмерных наук составлял обычно от пяти до десяти лет, что обуславливалось степенью таланта и смышлености человека.
В начале XX века стала общеупотребительной практика передачи знаний прямо на рабочем месте. В компаниях Грасса исследовательские лаборатории, производственные цехи и плантации сырья находились недалеко друг от друга, поэтому передача секретов парфюмерного производства была оптимизирована. Ученик мог наблюдать всю цепочку создания духов: сбор и обработку сырья, работу над формулой парфюма, его разработку, а также производство и продажу.
Несмотря на кажущуюся простоту, обучение было длительным и сложным. На первоначальном этапе около четырех месяцев ученик изучал каждый 400 компонентов парфюмерного сырья и учился классифицировать их по однообразным запахам: пудровым, фруктовым, незрелым, зеленым и т.п. Далее будущим парфюмерам преподавали химические свойства всех компонентов - как они изменяются, за какой срок улетучиваются, какое время хранятся. Происходило изучение свойств начальных, сердечных и базовых нот. Ежедневно стажеры проводили практические эксперименты, в ходе которых они наглядно изучали, какое время ощущается тот или иной аромат.
"Технические подробности были ему неприятны, ибо подробности означали трудности, а трудности всегда нарушали его душевный покой, а этого он совершенно не выносил." П.Зюскинд "Парфюмер. История одного убийцы."
Эти базовые знания позволяли ученикам выполнять пробное составление парфюмерных композиций, смешивать синтетические и натуральные компоненты. Каждый студент учился самостоятельно имитировать и создавать духи. Этап имитации был самым сложным, поскольку требовалось, чтобы созданный парфюм был абсолютно идентичен оригинальной версии.
В 50-х годах прошлого века парфюмерная промышленность претерпела множество изменений. Преобразилась техническая сторона, появились новые подходы к химическому составу. Поэтому и подготовка парфюмеров стала более серьезной, ведь в составе ароматов появилось все больше синтетических ингредиентов, которые постепенно вытеснили натуральные вещества. Стали необходимыми глубокие знания парфюмерии, и в обучение принимали исключительно тех, кто имел химическое образование.
К тому же изменения в парфюмерной индустрии Грасса привели к тому, что отделы исследования, создания и производства ароматов уже не находились в пределах одного предприятия. Поэтому появилась необходимость в специализированных парфюмерных школах, где ученики проходили бы теоретическое обучение. Только после этого стажеры переходили на практику в парфюмерные компании.
Именно поэтому в Версале в 1970 году под патронатом Жан-Жака Герлена открылась Международная высшая школа духов, которая через 14 лет получила название Международной высшей школы парфюмерии, косметики и пищевых ароматов. Именно благодаря работе этой школы изменились методика обучения искусству парфюмерии.
В наше время для того, чтобы быть принятым в школу парфюмерии, необходимо иметь диплом бакалавра химии. Естественно, с соискателем проводится личное собеседование. Сегодняшний метод обучения по сравнению с временами доминирования Грасса более длителен. Если раньше цикл полного обучения зависел от таланта стажера и в среднем составлял от 5 до 10 лет, то сегодня спустя восемь лет молодой парфюмер только начинает обучаться тайным знаниям и навыкам составления ароматов.
"Люди могут закрыть глаза и не видеть величия, ужаса, красоты, и заткнуть уши, и не слышать людей или слов. Но они не могут не поддаться аромату. Ибо аромат — это брат дыхания. С ароматом он войдет в людей, и они не смогут от него защититься, если захотят жить. А аромат проникает в самую глубину, прямо в сердце, и там выносит категорическое суждение о симпатии и презрении, об отвращении и влечении, о любви и ненависти. Кто владеет запахом, тот владеет сердцами людей."
П.Зюскинд
"Парфюмер. История одного убийцы."
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.