В 1965 году, 50 лет назад, космонавт Алексей ЛЕОНОВ первым в истории человечества совершил выход в открытый космос.
“Картина космической бездны, которую я увидел, своей грандиозностью, необъятностью, яркостью красок и резкостью контрастов чистой темноты с ослепительным сиянием звезд просто поразила и очаровала меня” (А.Леонов).
Это был восьмой запуск корабля с людьми на борту советской космической программы, ставший последним для ее руководителя академика Сергея Павловича КОРОЛЕВА. В 1957 году им был запущен первый искуственный спутник Земли, через четыре года на орбиту был выведен космический корабль «Восток» с первопроходцем Юрием ГАГАРИНЫМ. Прошло еще четыре года - и человек впервые покинул борт корабля, чтобы свободно парить над нашей планетой.
При подготовке полета долго пришлось возиться со шлюзовой камерой, так как допускать полную разгерметизацию корабля было нельзя. Специальную трубу не удавалось спрятать под обтекатель ракеты, складные конструкции выходили ненадежными. Решение нашел Гай СЕВЕРИН, предложивший сделать шлюз надувным. Ему и было поручено заняться шлюзом, скафандром и всей системой жизнеобеспечения космонавтов.
Подготовка экипажа заняла год. В него вошли 30–летний Леонов и назначенный командиром корабля «Восход–2» Павел БЕЛЯЕВ, которому летом исполнялось 40 лет. Беляев был самым старшим и рассудительным в гагаринском наборе. У него бывали сердечные перебои, но взяли в отряд как наставника для «мальчишек», а в полете все его лучшие качества оказались незаменимы. Процедура входа–выхода тщательно отрабатывалась на Земле, но никто не мог знать, как это будет проходить в невесомости.
Старт и выход на орбиту прошли нормально. Во время второго витка была открыта шлюзовая камера, и Леонов в белоснежном скафандре выплыл в космос. Над миром разнеслись слова Беляева: «Я - Алмаз. Человек вышел в космическое пространство». Съемка проводилась камерой, установленной на корабле, весь выход занял 12 минут 9 секунд. Проблемы начались, когда раздувшийся и ставший жестким скафандр никак не позволял Леонову втиснуться в люк шлюза ногами. Отступив от инструкции, космонавт повернулся к люку головой. Очень медленно ему удалось вползти внутрь корабля и закрыть люк. Пульс и частота дыхания Леонова поднялись вдвое, температура перевалила за 38 градусов, пот до колен залил скафандр, а космонавт потерял в весе 6 кг.
Но это было только начало. Главной бедой стал отказ системы ориентации корабля, а с нею - автоматического управления тормозным двигателем. Полет корабля на самом деле стал пилотируемым, и теперь все зависело от действий экипажа. Было принято решение сажать корабль на 18–м витке в режиме ручной посадки. Специалисты позже насчитали семь крупных сбоев систем управления и жизнеобеспечения, каждый из которых мог стать фатальным.
Спуск прошел нормально, но отклонение от заданного района близ Куйбышева (ныне Самара) составило 368 км. Корабль сел в глухой тайге севернее Перми. У космонавтов было средство для отпугивания акул, но нечем согреться. Когда их обнаружили, то с вертолетов и самолетов стали сбрасывать одежду, но та оставалась высоко на ветвях, а термосы с горячими напитками при падении рвались, как бомбы. Чудом уцелела лишь бутылка коньяка, ни во что незавернутая и упавшая в снег. Первую ночь пришлось пережидать в спускаемом аппарате, закутавшись в парашюты. Потом в нескольких километрах удалось оборудовать площадку для вертолетов, откуда спасатели добрались до экипажа. Но все равно еще одну ночь провели в тайге. Правду обо всех обстоятельствах полета и приземления тогда сказать не позволили.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.